Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Марат © Гафитулин, 1999-2000
140160, г.Жуковский, а/я 272
E-mail: marat@pt.comcor.ru

ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЕ

Основные направления и задачи
(версия МГ-20/07/00)

В данной версии рассматривается общий подход к ТРИЗ-образованию. Приведенный ниже материал носит информационный характер и отражает субъективный взгляд автора. Обозначенные задачи содержат цели, а не организацию их достижения. От согласования общего, можно переходить к частному.

Буду рад, если материал найдет отклик у коллег-ТРИЗовцев, заинтересованных в создании единого ТРИЗовского образовательного пространства.
 

ПОНЯТИЯ

  • Под ТРИЗ-образованием понимается целенаправленный процесс ТРИЗ-воспитания и ТРИЗ-обучения в интересах личности и общества.
  • Под ТРИЗ-воспитанием понимается целенаправленный и систематический процесс усвоения, применения и совершенствования ТРИЗ-норм для внутреннего и внешнего согласования личности, с целью обеспечения жизнедеятельности личности и общества.
  • Под ТРИЗ-обучением понимается целенаправленный процесс усвоения, применения и совершенствования ТРИЗ-технологий для эффективного разрешения возникших и/или поставленных проблем, с целью постоянного развития личности и общества.
  • Под ТРИЗ-нормами понимаются принятые в ТРИЗ-культуре правила, которые определяют процессы успешного взаимодействия личности с собой и обществом (например, “Декларация Международной ассоциации ТРИЗ.1999”).
  • Под ТРИЗ-технологиями понимается совокупность эффективных приемов и способов, основанных на ТРИЗ-знаниях, используемых для получения необходимого результата (например, ЗРТС).

БЛОК ЗАДАЧ И ПОДЗАДАЧ ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЯ

БЛОК ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ТРИЗ-ОБРАЗОВАНИЯ

1. ЦЕЛЬ ТРИЗ-образования.
Сформулировать и иметь конкретную цель ТРИЗ-образования.

2. СТАНДАРТЫ (признаки) ТРИЗ-образования.
Выделить и иметь признаки (стандарты), определяющие ТРИЗ-образование.

3. Образовательные ПРОГРАММЫ ТРИЗ-образования.
Создать и иметь комплект образовательных программ ТРИЗ-образования.

4. УСЛОВИЯ ТРИЗ-образования.
Создать и иметь необходимые условия и требования для обеспечения ТРИЗ-образования.

5. ОЦЕНКА ТРИЗ-образования.
Создать и иметь систему диагностирования и оценивания результатов ТРИЗ-образования.

6. ОТЧЕТ о результатах ТРИЗ-образования.
Иметь данные по результатам ТРИЗ-образования. Определить содержание и форму отчета ТРИЗ-образования.

7. НОВЫЕ ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ для ТРИЗ-образования.
Иметь в наличии новые цели и задачи для развития ТРИЗ-образования.
 
 

1. ЦЕЛЬ ТРИЗ-образования
Сформулировать и иметь конкретную цель ТРИЗ-образования.

Предложение Марата Гафитулина:

Создать условия для формирования Творческой Личности, способной применять полученные знания в целях саморазвития и совершенствования общества.

2. СТАНДАРТЫ (признаки) ТРИЗ-образования
Выделить и иметь признаки (стандарты), определяющие ТРИЗ-образование.

Предложение Марата Гафитулина:

2.1. Основные образовательные программы (курсы) ТРИЗ-образования.
Иметь перечень преемственных образовательных ТРИЗ-программ (курсов), определяющих содержание основного (базового) ТРИЗ-образования.

Предложение Марата Гафитулина:

  • Рабочий вариант названия базовой ТРИЗ-программы может быть - “МетаТРИЗ” (мета…- первая составная часть сложных слов обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому).
  • В основу этой программ могут составлять три взаимосвязанных базовых курса-направления: 1. Курс “РТВ”, 2. Курс “Классическая ТРИЗ и ТРИЗ +…”, 3. Курс “ТРТЛ”.
  • Каждый курс-направление имеет свое уровневое содержание, которое естественно переходит к изучению содержания очередного курса-направления, создавая бесконечную восходящую спираль развития.
2.2. Минимум содержания основных (базовых) образовательных ТРИЗ-программ (курсов).
Иметь минимум содержания основных (базовых) образовательных программ ТРИЗ-образования.

2.3. Максимальный объем учебной нагрузки при проведении ТРИЗ-образования.
Иметь максимальный объем учебной нагрузки для обучающихся в процессе получения ими ТРИЗ-образования.

2.4. Требования к уровню подготовки выпускников.
Иметь совокупные требования к уровню подготовки выпускников ТРИЗ-образования.

3. Образовательные ПРОГРАММЫ ТРИЗ-образования
Создать и иметь комплект образовательных программ ТРИЗ-образования.

Предложение Марата Гафитулина:

3.1. Направленность образовательных ТРИЗ-программ.
Иметь образовательные программы ТРИЗ-образования разной направленности для удовлетворения образовательных потребностей личности, общества и государства.
3.2. Уровни образовательных ТРИЗ-программ.
Иметь образовательные программы ТРИЗ-образования разного уровня (ступени обучения) для образования обучающихся разной категории. Например.
ТРИЗ-программы: дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего, профессионального, дополнительного ТРИЗ-образования.
3.3. Преемственность образовательных ТРИЗ-программ.
Иметь преемственные образовательные ТРИЗ-программы, базирующиеся на предыдущих образовательных ТРИЗ-программах и являющихся основой для последующих образовательных ТРИЗ-программ.
3.4. Интеграция образовательных ТРИЗ-программ.
Иметь интегрированные образовательные программы для ТРИЗ-образования, являющиеся гармоничным синтезом различных образовательных программ.
3.5. Инновационные и экспериментальные образовательные ТРИЗ-программы.
Иметь инновационные и экспериментальные образовательные ТРИЗ-программы, являющиеся основой развития ТРИЗ-образования.

4. УСЛОВИЯ ТРИЗ-образования
Создать и иметь необходимые условия и требования для обеспечения ТРИЗ-образования.

Предложение Марата Гафитулина:

4.1. Формы получения ТРИЗ-образования.
Иметь различные формы освоения образовательных ТРИЗ-программ с учетом потребностей и возможностей личности.

Формы получения ТРИЗ-образования: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

4.2. Обеспечение ТРИЗ-образования ТРИЗ-управлением.
Иметь высокоэффективное ТРИЗ-управление, необходимое для поддержания процессов жизнедеятельности и организации развития ТРИЗ-образования.
4.3. Обеспечение ТРИЗ-образования обучающимися.
Иметь стабильный поток обучающихся, необходимый для проведения непрерывного ТРИЗ-образования.
4.4. Обеспечение ТРИЗ-образования ТРИЗ-кадрами.
Иметь высококвалифицированные ТРИЗ-кадры, необходимые для эффективного проведения ТРИЗ-образования.
4.5. Обеспечение ТРИЗ-образования ТРИЗ-материально-техническими средствами.
Иметь материально-технические средства, необходимые для проведения ТРИЗ-образования на современном уровне.
4.7. Обеспечение ТРИЗ-образования финансами.
Иметь финансы, необходимые для жизнедеятельности и развития ТРИЗ-образования.
4.8. Обеспечение ТРИЗ-образования информационными потоками.
Иметь оперативную систему связи для получения и передачи ТРИЗ-информации, необходимой для процессов жизнедеятельности ТРИЗ-образования и ТРИЗ в целом.
4.9. Обеспечение ТРИЗ-образования внешними контактами.
Иметь внешние контакты, необходимые для жизнедеятельности и развития ТРИЗ-образования.
4.10. Обеспечение ТРИЗ-образования полноценным досугом.
Создать условия для повышения эффективности досуга участников ТРИЗ-образования, возникающего во внеучебное (внерабочее) время, для использования его в интересах здоровья, отдыха и развития участников ТРИЗ-образования.

5. ОЦЕНКА ТРИЗ-образования
Создать и иметь систему оценивания и диагностирования результатов ТРИЗ-образования.

Предложение Марата Гафитулина:

5.1. Оценка ТРИЗ-образования.
Иметь критерии оценки ТРИЗ-образования для всех образовательных уровней и ТРИЗ-программ.
5.2. Диагностика ТРИЗ-образования.
Иметь инструменты, диагностирующие ТРИЗ-образование на разных его этапах.
5.3. Документы о ТРИЗ-образовании.
Иметь документы, удостоверяющие уровень соответствующего ТРИЗ-образование.

6. ОТЧЕТ о результатах ТРИЗ-образования
Иметь данные по результатам ТРИЗ-образования. Определить содержание и форму отчета ТРИЗ-образования.

Предложение Марата Гафитулина:

6.1. Статистические данные о ТРИЗ-образовании.
Иметь статистические данные о процессе и конкретных результатах ТРИЗ-образования на всех его этапах и уровнях.
6.2. Отчет о ТРИЗ-образовании.
Иметь форму отчетности о ТРИЗ-образовании, позволяющую судить о результатах и перспективах развития.


7. НОВЫЕ ЦЕЛИ из ЗАДАЧИ для общего образования
Иметь в наличии новые цели и задачи для развития ТРИЗ-образования.

Предложение Марата Гафитулина:

7.1. Повышение эффективности текущего ТРИЗ-образования. Иметь пути повышения эффективности ТРИЗ-образования по всем его параметрам без снижения качества и уровня образования. 7.2. Самообновление ТРИЗ-образования.
Иметь пути самообновления содержания и форм ТРИЗ-образовании для повышения качества и уровня образования общества.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Можно еще раз внимательно посмотреть предлагаемый материал. Соотнести со своими взглядами на ТРИЗ-образование. Оценить. Далее несколько сценариев:

  • Проигнорировать.

  • Предложить свой вариант.

  • Убрать лишнее.

  • Заменить одно на другое.

  • Добавить в существующее свое.

  • Предложить готовые решения на обозначенные задачи.

  • Взять на себя ответственность за подготовку какого-либо раздела/задачи по ТРИЗ-образованию.

Всего доброго. Всем творческих успехов.

Марат Гафитулин, 20.07.00, г.Жуковский

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)