Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Козырева Нелли Арнольдовна, nellydelf@rambler.ru
Могилев, Белоруссия

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИЁМАМ УСТРАНЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАТЕНТОВАННЫХ ИГРУШЕК "ВАНЬКА-ВСТАНЬКА"

Методика основана на модели трансформации задачи "Как объяснить?" в задачу "Как сделать?". Используются психологические приёмы, повышающие эффективность обучения: создание ситуации успешности, деление урока на этапы пассивного, полуактивного и активного усвоения материала, использование обратной связи (самооценки уровня решения задания) в виде исследовательской задачи.

Одним из основных инструментов ТРИЗ являются приёмы устранения противоречий, сформулированные Г.С. Альтшуллером. В ТРИЗ-литературе каждый приём иллюстрируется примерами из разных областей техники. Обучение этим приёмам происходит по вербальному каналу восприятия, с опорой на абстрактное мышление (слушателю надо представить излагаемую преподавателем ситуацию, а затем "увидеть" в ней модель задачи и её разрешения с помощью изучаемого приёма). Такая методика рассчитана на широкий технический кругозор и высокий уровень абстрактного мышления слушателей.

Отличия предлагаемой работы в том, что:

  1. Примеры для иллюстрации приёмов разрешения противоречий относятся к одному объекту - игрушка "Ванька-Встанька" и представлены в виде рисунков и схем.
  2. Используются одновременно два канала восприятия: визуальный и вербальный.
  3. Урок состоит из этапов пассивного, полуактивного и активного усвоения материала.
  4. Ситуация успешности создаётся использованием в качестве примеров только запатентованных изобретений "Ванька-Встанька" (класс МКИ А 63Н 15/06).
  5. Используется обратная связь (самооценка уровня решения задания) в виде исследовательской задачи: найти место своему техническому решению в фонде известных изобретений.
  6. На этапе активного усвоения слушатель последовательно использует содержание приёма для решения задач в близкой (игрушки), средней (предметы быта) и дальней (социальные системы) областях.

Обучение инструментам ТРИЗ происходит на одном объекте исследования - игрушка "Ванька-Встанька", или "Неваляшка". Для "преобразуемого объекта" игрушки идеально подходят - они хорошо знакомы как детям, так и взрослым любых профессий. Задания на придумывание игрушек создают благоприятную эмоциональную атмосферу для усвоения и закрепления рассматриваемых на занятии приёмов. Нами специально подобраны для примеров именно запатентованные игрушки, поскольку изобретения имеют большую значимость в глазах слушателей. И когда кто-либо из них повторяет или превосходит запатентованное решение, это сразу даёт объективную, независимую оценку его решения, что значительно поднимает авторитет человека и ценность получаемых группой знаний и умений. Одновременно этот приём - использование серии запатентованных решений, относящихся к одному объекту - позволяет показать динамику развития системы, преодолеть психологический барьер перед задачами на прогнозирование: если человек легко повторяет известные решения, то он так же легко создает новые, пока не известные никому изобретения.

Каждый урок состоит из нескольких этапов.

1 этап (пассивное усвоение) - демонстрация преподавателем использования приема в известных изобретениях (с использованием рисунков и схем). Часто показывается несколько одновременно применённых приёмов в запатентованных технических решениях широко известной игрушки "Ванька- Встанька".

2 этап (полуактивное усвоение) - самостоятельное применение приёма слушателями с помощью преподавателя. Слушатели должны самостоятельно применить рассмотренный прием к игрушке "Ванька-Встанька" и предложить новые технические решения.

3 этап (обратная связь) - самоконтроль и оценка своего технического решения с помощью "мини"- патентного фонда (в распоряжении нашей группы копии более 100 патентов на "Ваньки-встаньки" из разных стран). Патентный фонд "Ванек-Встанек" выполнен на карточках. Все предложенные решения рассматриваются группой, и слушатели находят изобретения, которые совпадают по идее с предложенными ими решениями. Это создает у слушателей ощущение успеха и высокую мотивацию к изучению курса.

4 этап - (активное усвоение) Домашнее задание: перенос усвоенного приёма на другие области: близкий перенос - игрушки, средний перенос - предметы быта, дальний перенос - на социальную область. В процессе выполнения домашнего задания слушатели создают картотеку своих собственных идей и технических решений. Очень часто изучение последующего материала позволяет им улучшить найденные ранее решения. Кроме того, использование приемов устранения противоречий в социальной области позволяет слушателям решить собственные личностные проблемы.

Проверка выполненного домашнего задания на следующем уроке не производится, раз в месяц для слушателей организовывается консультация. После завершения всего курса обучения слушатель готовит курсовую работу, где излагает все свои предложенные решения и описывает те приёмы, которыми он пользовался. Защита курсовой работы происходит в виде научно-практической конференции.

Пример: урок по изучению приёма №7 "Матрёшка"

ЭТАП №1: Что может подсказать изобретателю традиционная русская "Матрёшка"? Оказывается, изобретатель может:

  1. Один объект разместить внутри другого, который, в свою очередь, поместить внутри третьего, и т.д.;
  2. Один предмет "научить" проходить сквозь полость в другом объекте.

"Ванька" и "Матрёшка" прекрасно уживаются вместе. Посмотрите на рис. 1 (а.с. 12272231). Только в 1986 г. советский изобретатель догадался соединить "Ваньку" и Матрёшку в одной игрушке. Получилась семья, которую никакие внешние трудности-колебания не могут разрушить! Хотя разобрать её на составные части можно…

Изменяя количество дополнительных корпусов (членов семьи), можно создавать различные комбинации колебательных систем, что значительно повысит занимательность игрушки. И действительно, разве не интересно выяснить, при каком количестве действующих лиц они начинают мешать другу своими собственными колебаниями? И есть ли среди них незаменимый "элемент"? Тот, который сплачивает всю семью в одно единое целое?

А вот американский изобретатель ещё в 1951 г. "пошёл другим путём". См. рис. 2 (патент US 2554516). Внутри его "Ваньки-Встаньки" находится совсем другая игрушка - клоун. Верхняя часть корпуса выполнена прозрачной, и при покачивании видно, как внутри забавно прыгает клоун. Он прикреплён пружиной к основному неподвижному грузу. Прыгающий клоун изменяет центр тяжести игрушки, и движения самого "Ваньки" становятся более интересными.

Если считать "объектами" и отдельные составные элементы игрушки (а почему бы и нет?), то окажется, что в "Ваньках-Встаньках" используется и вторая часть приёма "Матрёшка". Посмотрите на рис. 3,4 (А.с. 1349762 и 1347961).

В первом изобретении груз-шарик через отверстия в перегородке "проходит" в разные части игрушки, изменяя её центр тяжести и периодичность колебаний.

Во втором - "матрёшка" повторяется несколько раз. В полости между витками пружины перемещается груз-шарик, а сыпучий груз "высыпается" из головы в основание игрушки через полости внутри пружины. Такие соединения "Ваньки" и Матрёшки могут запросто поставить "Ваньку" на голову! В каких случаях? Подумайте!

ЭТАП №2: Творческое Задание: Примените приём "Матрёшка" и попробуйте научить Ваньку-Встаньку делать ещё что-нибудь интересное!

Предлагаемая методика была опробована при изучении ТРИЗ с инженерами (в рамках общественного института патентоведения при ВОИР в 1988-90 гг.), со слушателями школы творческого мышления при Центре семьи "Гармония" в 1999-2000г.г.

Предлагаемая методика рассчитана на преподавателей ТРИЗ. Она будет полезна учителям технического творчества для проведения факультативных занятий в школе, колледже, лицее.

В технических ВУЗах при использовании данной методики целесообразно давать задания на активном этапе по совершенствованию специализированных технических систем, изучаемых студентами.

Предлагаемую работу можно использовать для заочного обучения ТРИЗ, в т.ч. по Интернету.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)