Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Лимаренко Анатолий Васильевич,
мастер ТРИЗ, канд. ист. наук, доцент,
руководитель Дальневосточного центра ТРИЗ-технологий
"РАННЕЕ НАЧАЛО", Владивосток

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

Решательность как принцип

Мир - это большой и необычайно интересный задачник. И потому человеку в нем надо непременно быть решателем.

Как же им стать? Только вооружившись знанием теории решения изобретательских задач - ТРИЗ. Мир мало объяснить, его нужно еще и преобразовать, а затем умело и грамотно им управлять, то есть гармонизовать, дабы не попасть в экологическую пропасть.

За две тысячи лет мы объяснять мир кое-как научились. Кое-где даже слышны разговоры о перепроизводстве знаний… Хотя на деле нам пока неизвестны даже все законы сохранения, в частности - закон сохранения структуры, дающий ответ на то, что же такое гармония. Как в прошлом, так и сегодня не только простые земляне, но и ученые не умеют пользоваться общими законами развития, потому что не знают диалектики, пользуются ею фрагментарно, элементаристски, стихийно, а потому малоэффективно.

Объяснительство в теории означает на практике жалкое потребительство на основе тщетного улучшательства. Голод, холод, бездомность, болезни и экологическая хлябь - итог потребительства двух истекших тысячелетий.

Человек разумный (homo sapiens) пока не оправдал своего высокого титула. Чтобы сбыться в роли разумного и бережного хозяина, землянин должен стать мирозданянином (так Сократ называл своих земляков по планете - афинян), то есть творцом, созидателем или - решателем (homo kreator). Только тогда можно будет от экстенсивного улучшательства перейти к интенсивному производству - прежде всего духовному, то есть производству знаний. Именно знания, причем фундаментальные, лежат в основе современных высоких информационных ( управленческих ) технологий. Увеличивать их объем стало бессмысленным - так быстро он прирастает. Выход в одном - научить детей учиться (К.Д. Ушинский), то есть образование превратить в самообразование. Потому мне так импонирует решательный подход к ТРИЗ его патриархов - блестящих разработчиков - В.В. Митрофанова, Г.И. Иванова, А.В. Подкатилина. Я - за решательность двумя руками. Но… Их у меня несколько, этих НО... Тут и соображения, и сомнения…

1. Диалектика должна стать самым эффективным решательным инструментом. А ТРИЗовцы с ней не знакомы. Как мечту высказывает свое пожелание иметь в наших рядах двоих - троих философов В.А. Королев. Нельзя с ним не согласиться. Больше того - я полагаю, что каждый ТРИЗовец чтобы остаться ТРИЗовцем и владеть системной ТРИЗ, включающей и социальный блок (ТРТЛ, ОТСМ) должен стать философом, повысить свою методологическую культуру. Грустная традиция пренебрежения к философии, к сожалению, приблудившаяся в ТРИЗ, все еще жива. А ведь в ТРИЗ сегодня нельзя идти вперед, не идя к философии.

И потому общенаучный фундамент ТРИЗ измельчается, истончается, размываемый частнонаучными потоками - а в ней их сотни - и физика, и химия, и биология… У нее на сегодня нет методологических сил даже на то, чтобы комплексировать, интегрировать многообразные решательные эффекты (ФЭ, ХЭ, БЭ. ГЭ). Они применяются элементаристски, штучно, а потому малоэффективно. А такая задача на одном из съездов (1997) была сформулирована крупнейшим теоретиком, философом в ТРИЗ - Ю.П. Саламатовым.

2. ЗРТС должны стать решательным инструментом, причем вторым по эффективности после диалектики. Но они были найдены Г.С. Альтшуллером интуитивно, без сознательной и целенаправленной опоры на диалектику, а потому достаточно произвольны. В них нет системы. Так, одни ТРИЗовцы выделяют шесть законов, другие - семь, восемь. Одни включают в число законов фазовый переход в надсистему, другие относят его к числу решательных принципов. Хотя очевидно, что это закон системности.

Вполне естественно признать права гражданства за парой - микронизация - гигантизация, вытекающих из закона бесконечности. Не нашлось в классическом перечне ЗРТС места и таким законам как возрастание роли рабочего органа, биологизация, экологизация технических систем.

Философски уязвимы почти все ЗРТС. Так, закон противоречивости выведен из закона неравномерности, у которого значительно меньший объем, то есть логически неверно. То же касается закона S-образности развития. Это фактически философский закон отрицания отрицания, спиралеобразности развития. В ТРИЗ же он подан как самостоятельный. И будучи оторванным от философского прототипа, он в полную силу работать не может. Страдает субъективизмом закон повышения степени вепольности ТС. По-моему это всего лишь общенаучная транскрипция закона системности.

Я уж не говорю об одинарности ЗРТС. По своей природе они бинарны (согласование немыслимо без рассогласования, развертывание без свертывания, динамизация - без ужесточения и т.д.) Но эта точка зрения продолжает оставаться лично моей - она так и не нашла официальной поддержки в ТРИЗовских документах, хотя фактически все разработчики негласно принимают любой закон как бисистему, то есть адекватно. Эта методологическая стыдливость происходит только от философской недостаточности, ущербности оснований ТРИЗ.

Принцип триады, триединства также проигнорирован в ТРИЗ, как и двуединство материи. Вепольный треугольник фактически имеет лишь две стороны - вещественную и полевую, а мир ведь триедин. Организация, структура не нашла своей стороны, а потому третье - организационное, структурное, информационное начало мира в ТРИЗ присутствует лишь тенью, то есть виртуально. Мы все домысливаем его, как само собой разумеющееся. Но от стихийного применения законов организации до сознательного, целенаправленного их использования - как от лопаты до экскаватора, от слепого тыка до ТРИЗ. Вепольный анализ должен быть вепольно - организационным, чтобы соответствовать природе вещей, в том числе технической.

3. В ТРИЗ до сих пор не утихли споры, - что считать за решательные принципы, а что за приемы. И сколько их - 7 или 11? Сплошь и рядом приемы называют принципами (дробление), а принцип (динамизации) - приемом. Эта понятийная путаница - следствие философской беспомощности разработчиков. Такая путаница не кончится до тех пор, пока не будет определен объем понятий "принцип" и "прием". Первое, несомненно, шире второго. Принцип - это нормативный аспект закона, его организационный срез, а прием - лишь один из способов осуществления принципа.

Взять, к примеру, такие принципы, как разрешение противоречия во времени или в пространстве - это требование системности (элементарности) решать раздельно, по частям, где нельзя или невыгодно решать разом. То же касается взаимодействия (см. сайт ТРИЗлэнд) - оно предельно общо - это любое движение и изменение вообще - и как же это использовать в качестве решательного метода- это значит просто идти на горизонт вместо конкретной точки на азимуте…

РЕШАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

  • инструментальность приемов, их интенсивность,
  • системность,
  • эффективность, дешевизна,
  • операциональность, технологичность,
  • простота, доступность,
  • универсальность, распространенность, повторяемость,
  • объективность,
  • конкретность.

А приемы - они общеизвестны. Из сорока ребята 5-7 запоминают с первого же занятия, ибо это приемы бабушки (потрясти телевизор, если не кажет), или дедушки - (перевернуть будильник, если прямо не идет)… Столь же обескураживающе просты и приемы открывательства, обозначенные гением Альтшуллера мимоходом, но рельефно.

Кстати, все приемы должны быть парными - объединение - дробление, увеличение - уменьшение в силу своей двуединой природы - ведь в их генетической основе лежит противоречие, а оно двойственное.

4. Еще большие методологические потери ждут ТРИЗовцев при попытке применения ЗРТС в социальных науках, в частности - ТРИЗ-педагогике. Это течение не станет наукой, пока под него не будет подведена мощная философская основа. Все попытки найти трансмиссию в этике и рабочий орган в дидактике обречены на неудачу. Нередко такие педагогические экзерсисы близки к фарсу. Механическая привязка ЗРТС к социально-психологическим феноменам превращает ТРИЗ-педагогику в кентавра, а кентавры, как известно, бесплодны. И потому мечта о креативной педагогике все еще не вышла из области грез.

5. Мой опыт посещения семинаров по РТВ показывает, что под маркой ТРИЗ пропагандируются неТРИЗовские эвристики - морфологические ящики и мозговые атаки. Это профанация ТРИЗ. Если такая практика продолжится, то ТРИЗ-движение выродится в разрозненные попытки группы педагогов-дилетантов креатизировать дидактический процесс на тощей и безнадежно устаревшей элементаристской философской базе. Это будет дубль развивающего обучения, потерпевшего сокрушительный философский крах в силу своей односторонности, левополушарности и неинструментальности.

Философское бескультурие - худший вид бескультурия. А среди воспитателей, составляющих нынче большинство ТРИЗовцев - в том числе и на съездах - преобладают специалисты со средним образованием - это наша горькая реальность. То есть они совершенно невинны в философском плане. И потому ТРИЗ обречена на вырождение, а ТРИЗ-педагогика - на превращение в очередную педагогическую утопию.

Потому так своевременно обращение А.В. Подкатилина ко всем разработчикам и преподавателям - резко повысить решательный класс. Этого не сделать, если из подготовительной, общенаучной группы не перейти всем нам в первый философский класс.

Нами создана решбука - решательная азбука, включающая десять тематических задачников для воспитателей и учителей начальных класов - пособия для юных биологов, экологов, бизнесменов, менеджеров, путешественников, правоведов, психологов. В них больше 2 тысяч задач, собранных мною из публикаций и изустно. Создание, а также сбор и систематизация уже изданных коллегами задач продолжается. Прекрасны задачники, создаваемые гомельской группой "ТРИЗлэнд" - это по сути решательно - сказочная детская страна ТРИЗария!

У нас в центре фактически родился интеллектуально-психологический ТРИЗ-тренинг или малышовский ТРИЗИНГ. Он включает в себя 22 поурочные разработки по философии, важнейшие разделы ТРИЗ, а также ТРИЗотеку - видеотеку с записью 50 моих занятий с детьми 4-6 лет. Каждое из занятий в курсе талантоведения снабжено сотней задач по теме изучаемого закона развития.

Это, на наш взгляд, есть подлинная развитийность - прикладная, предметная, инструментальная, необыкновенно увлекательная и неотразимо привлекательная, потому что - игровая.

В общем, - это философская решательная азбука-игротека для малышей - мыслинки, мудринки, веселинки, придумки, веселушки, смешинки. Одним словом, как сказала с улыбкой на одном из моих семинаров одна воспитательница, - лимаринки.

РЕЗЮМЕ.

ТРИЗ - это прикладная диалектика. И пора от стихийного приклада перейти к сознательному, то есть применять диалектику не элементаристски и эпизодически, а системно и тотально.

Как говорил наш великий предтеча - Генрих Саулович Альтшуллер: "ТРИЗ не знает массы покоя". Она вечно на марше. На стремнине. Ей чужды уютные уголки схоластики и метафизического академизма, она подставляет свою грудь свежим ветрам диалектики. Поэт А. Блок писал, что поэта убивает не пуля, а отсутствие воздуха. Перефразируя эти вещие слова, можно сказать: ТРИЗовца убивает не пуля, а отсутствие философской культуры. Диалектика - свежий ветер бессмертия в любой науке и в первую очередь такой аванградной и приоритетной как ТРИЗ или изобретательская кибернетика.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)