Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Понятие о системном противоречии

(продолжение 3)

Изобретательское решение проблемы, содержащей системное (техническое) противоречие, состоит в том, что:
 

Надо найти такое решение, при котором максимально улучшается первое свойство системы (С1) и при этом совершенно не ухудшается другое свойство (С2).

Легко сказать!

Как это сделать? Разрешить противоречие. Существует много путей.

Например, Карл Великий разрешил свое противоречие в пространстве. Когда ничего не подозревавший папа поднял руки с короной, чтобы возложить ее на Карла, Карл неожиданно выхватил ее из рук оторопевшего церковного властителя и сам нахлобучил ее себе на голову. Полпути корона проделала в руках папы, а полпути в руках Карла.

Короную себя САМ!!

А коммунальщику в его задаче 2 о трубе помогли игравшие рядом дети.

Одна умная девочка разделила противоречие в системе. Она предложила под трубой развести костер, а потом просто потрогать рукой трубу справа и слева от костра. В какую сторону пошло тепло, туда и течет вода.

До чего же просто!!

А задачу 3 о бронировании самолета первым блестяще решил советский авиаконструктор С.В. Ильюшин. Он понял, что броня должна быть одновременно и несущей конструкцией самолета, она должна не только защищать машину, но и взять на себя силы, возникающие в полете; она должна работать на прочность, тогда в самолете не будет “мертвого веса”. Знаменитый штурмовик Ил-2, “летающий танк”, стал лучшей боевой машиной в своем классе самолетов.

Всего в рамках ТРИЗ разработано 11 способов разрешения системных (технических) противоречий. С ними можно познакомиться здесь.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)