Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Изобретательские ресурсы

(продолжение 3)

Ну что ж, давайте дадим ответы на задачи с применением изобретательских ресурсов:

Задачу 7 об отломанном рычажке зажигания взлетного двигателя решали все сотрудники американского Центра управления полетом. А двое астронавтов на Луне ждали, ждали, ждали… Наконец, один из сотрудников Центра посоветовал вставить в штырек рычажка… стержень от шариковой ручки и пользоваться им как рукояткой рычажка! Идея оказалась удачной, и астронавты покинули Луну.

Задачу 8 об установке тяжелого основания пресса неоднократно предлагали решать школьникам. Известные специалисты по ТРИЗ Б.Л. Злотин и А.В. Зусман в книге “Изобретатель пришел на урок” приводят ход обсуждения этой проблемы, которое состоялось в одной из школ города Кишинева:

“— Надо, чтобы основание само село на место!
— Свалилось, что ли?
— Нет, постепенно: зависло в воздухе и понемногу стало опускаться.
— Отлично! А теперь нужно подумать, как реализовать эту хорошую картинку. Что мешает?
— Основание не может зависнуть над ямой: тут же провалится, там же пустота.
— Теперь можно сформулировать противоречие: яма должна быть пустой, чтобы туда установить основание, и должна не быть пустой, чтобы оно не свалилось. Для того чтобы решить задачу, нужно разрешить противоречие. Есть специальные приемы разрешения противоречий. Например, нужно попытаться разделить противоречивые требования в пространстве или во времени. В нашем случае разделение в пространстве означает, что где-то пустота, а где-то нет. А во времени — в одно время пустота, в другое — нет. Что нам подходит?
— Во времени! Когда основание над ямой, в ней должно что-то быть, чтобы оно не упало, а потом это что-то должно исчезнуть...
— Мы уже совсем близки к решению. Осталось только догадаться, что умеет хорошо исчезать, а главное, быстро...
— Воздух! Нет, воздух не удержит основание... Вода?
— Оно утонет! Лед, нужен лед! Он крепкий и может таять!
— Конечно! Так и сделали. Залили котлован водой, она быстренько замерзла. Подтащили основание, установили как нужно, а потом горелками выплавили лед. И основание встало точно на место! Крана не было, а его функция была выполнена!
Но, естественно, не нужно думать, что функция была выполнена совсем уж без ничего. Без ничего - ничего и не бывает. Вот только вместо сложной машины удалось воспользоваться подручными средствами — ресурсами, как мы это называем в ТРИЗ”.

Задача 9 о маскировке самолетов тоже решается путем привлечения и преобразования ресурсов. Начальник аэродрома рассуждал примерно так:

В каком случае все самолеты могли бы поместиться под маскировочную сеть? Вот если бы их поставить потеснее, тогда поместились бы. Но теснее их поставить мешают крылья – они упираются друг в друга или в фюзеляжи соседних машин. Снять крылья нельзя.
С другой стороны, под крыльями (и над крыльями) есть много свободного места (пространственный ресурс!). Пусть самолеты (одинаковые!) станут разной высоты, тогда крылья не будут упираться. Но совсем незачем городить какие-то подставки: можно использовать ресурс самих самолетов – убирающиеся шасси.
Надо “подогнуть” (убрать в корпус, как в полете) по одной “ноге” у каждого самолета, чтобы они наклонились. Теперь крылья не мешают, и все самолеты можно поставить вплотную друг к другу. И все они поместятся под маскировочной сетью.


Х-ха! Все влезли!!!

В задаче 16 о плавающем мыле такое мыло легко получить, если добавить в него “пустоту” - изготовить его с закрытыми воздушными порами.

Задача 17 о тренировках прыгунов в воду тоже решается добавкой “пустоты” – в поверхностный слой воды надо добавить воздух, чтобы там образовалось большое количество пузырьков – они смягчат удар в случае неудачного прыжка. Осуществить это просто – достаточно подать воздух через шланг на дне бассейна прямо под прыжковой вышкой.


И-и-эх! Шмяк!!!

Ответ на задачу 18 о хищении спирта очень прост. Конечно, спирт воровал водитель. Он использовал пространственный ресурс – объем ведра, которое он подвешивал внутри цистерны заранее, до загрузки (временной ресурс № 1). Когда спирт заливали в цистерну, ведро тоже заполнялось. Потом цистерна ехала по назначению, спирт сливали. Но в ведре-то спирт оставался! За пустой цистерной сыщик не следил, и водитель потом (временной ресурс № 2) спокойно доставал ведро со спиртом.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)