Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Меерович Марк Иосифович
Шрагина Лариса Исааковна
Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ

Занятие 1. ПРОБЛЕМА РОБИНЗОНА.

Чтобы покинуть свой необитаемый остров, Робинзон Крузо месяц(!) рубил огромное дерево. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы выдолбить из этого дерева лодку. Все это время Робинзон отгонял от себя мысль: а как же спустить эту лодку на воду? Когда же лодка была готова - а получилась она такая большая и надежная, что на ней смело можно было пускаться в плавание через океан - отгонять этот вопрос было уже некуда. Попытки сдвинуть лодку с места оказались безуспешными. Робинзон попробовал сделать "наоборот" - подвести к лодке воду. Но прикинул объем работы и отказался от этой попытки.

В июне 1986г. Центральное телевидение СССР предложило в качестве разминки эту, как оно назвало, ссылаясь на мнение Британской академии наук, "нерешаемую" задачу командам-участницам первой передачи из цикла "Требуется идея". (*1)

-------------------
*1 - В.И. Речицкий. "Профессия - изобретатель". Москва. Просвещение. 1988г. с.139-145.
Ю.С. Столяров. "Техническое творчество учащихся". Москва. Просвещение. 1989г. С.42.
-------------------

Для участия в игре были приглашены шесть команд институтов, предприятий и журнала "Изобретатель и рационализатор". Состав команд - по одиннадцать человек в каждой - был достаточно сильным: доктора и кандидаты наук, ведущие специалисты различных отраслей техники. Перед передачей участники прошли две тренировки на усвоение приемов решения задач методом мозгового штурма.

Напомним, что мозговой штурм состоит из двух этапов: генерирование идей и их экспертиза. На первом этапе группа за короткое время должна "выдать" как можно больше идей и стремиться к тому, чтобы они были необычные, оригинальные, даже на первый взгляд безумные. Вот варианты идей "Как стащить тяжелую пирогу в воду?", выдвинутые командами-участницами в ходе самой передачи, предложенные телезрителями в письмах на ТВ, а также слушателями наших ТРИЗ семинаров:

  1. Прорыть канал до лодки.

  2. Использовать дождевую воду.

  3. Сделать несколько ступенек-шлюзов и заполнять их дождевой водой.

  4. Привязать лодку к дереву внатяжку мокрой веревкой. Когда она высохнет, длина веревки уменьшится и за счет сокращения длины подтянет лодку вперед. Потом опять привязать мокрой веревкой...

  5. Привязать лодку к дереву сдвоенной веревкой. Потом вставить между веревками палку и закручивать их. Свиваясь в спираль, веревки становятся короче и подтянут лодку вперед. Потом опять ...

  6. Сделать блоки и полиспасты, привязать их к дереву и тянуть лодку.

  7. Привязать лодку к верхушке высокого дерева и срубить дерево так, чтобы, падая, оно тянуло лодку в сторону моря.

  8. Привязать к лодке стадо коз.

  9. Выстелить дорогу к морю шкурами коз, чтобы уменьшить трение.

  10. Смазать шкуры козьим жиром, чтобы трение было еще меньше.

  11. Жир можно сбить из козьего молока, а не убивать коз (группа преподавателей из г. Тирасполя)

  12. Сделать "грязь" под лодкой, чтобы лодка могла "поскользнуться" (ученики 2 класса, г. Одесса).

  13. Сбить вокруг носа и кормы лодки два диска в виде колес и катить всю лодку.

  14. Поставить лодку на катки и катить.

  15. Поднять лодку можно рычагом.

  16. Поднимать блоком.

  17. Привязать лодку к верхушке растущего дерева, дерево вырастет и само поднимет.

  18. Сделать воздушный шар из козьих шкур или парусины, он поднимет пирогу.

  19. Сделать из парусины парус - при сильном ветре парус будет помогать тащить пирогу.

  20. Сделать водный парус - при отливе поток воды потянет его за собой, а вместе с ним и лодку.

  21. Сделать большой плот и во время прилива через блок при- вязать его к пироге. При отливе плот опустится и потянет за собой пирогу. При очередном приливе укоротить веревку...

  22. Сделать ветряную мельницу с барабаном. На барабан будет наматываться веревка и тащить или поднимать пирогу.

И ряд других идей.

На втором этапе мозгового штурма группа экспертов проводит тщательную экспертизу выдвинутых идей. Этап этот очень трудоемкий, он требует скрупулезной оценки каждой идеи как с точки зрения технической, так и экономической. При этом попытка реализовать каждую идею создает целую группу дополнительных задач, которые в свою очередь требуют оценки и анализа. Возможно, что какая-то из 22 изложенных выше идей и дает возможность спустить пирогу на воду, но какая именно - пока не видно.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)