Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Развитие системного мышления

(продолжение 2)

Зачем надо знать системный подход?

  1. Чтобы знать, как устроен мир, и делать меньше ошибок. Если человек с самого раннего детства (с 3 лет) будет знать элементарные основы системного подхода, он не будет делать системных ошибок в своей жизни.
  2. Чтобы правильно формулировать свои цели и обеспечивать их выполнение.
  3. Чтобы правильно исследовать любые системы. Быстро изучать любые системы, не тратить время на мелочи, но и не пропускать главное…
  4. Чтобы эффективно управлять системами. Например, организовывать работу различных специалистов.
  5. Чтобы правильно создавать новые системы любой природы. Например, технические системы или фирмы (организационные системы).
  6. Чтобы резко увеличить качество своих решений и сократить время на процесс их принятия.
  7. Чтобы уметь объединять знания многих наук.
  8. Чтобы полнее понять мировоззрение ТРИЗ.
  9. Чтобы не дать себя обмануть, когда объект необъективно расхваливают, рассматривая его только с одной стороны.
  10. Чтобы не дать средствам массовой информации себя обмануть, когда события рассматриваются односторонне.
  11. И, наконец, чтобы научиться прогнозировать события.

Мышление тоже надо развивать системно: и ТРИЗовское, и логическое, и образное, и память, и внимание, и волю, и трудолюбие, и нравственность.

Основные положения системного подхода

Системный подход – это способ познания.

Мир системен, а мышление не системно. Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до начала исследования конкретной системы уже очень много знаем о ней. В этом и заключается одна их прелестей науки.

Мир настолько сложен, что изучить его "в целом, во всех подробностях и сразу" - невозможно, хотя к этому и надо стремиться. Поэтому мир изучают по частям, называя такое изучение анализом (от греч. - "расчленение"). Анализ системы – это изучение её частей и связей между ними (внутренних связей), а также связей между системой и внешним миров (внешних связей). Любое изучение следует начинать с анализа. Надо хорошо знать, с чем имеешь дело. Без анализа нет синтеза (соединение частей в единое целое на основе знаний, полученных при анализе). Творчество – это создание нового, синтез на основе анализа.

Если система может вырабатывать решения, она называется сложной. Если в составе сложной системы есть человек, то систему называют большой. Мы будем иметь дело с простыми системами и со сложными большими системами, имеющими право выбора. Примером сложной большой системы является человек, фирма (предприятие), общество.

Для большей четкости и краткости изложим системный подход в форме операционных правил.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)