Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

О приемах устранения системных (технических) противоречий

Давайте рассмотрим следующую задачу 1, которая однажды случилась на железнодорожной станции.

Задача 1. В открытые железнодорожные вагоны грузили сосновые бревна. Контролеры измеряли диаметр каждого ствола, чтобы потом вычислить объем всех бревен. Работа у замерщиков шла медленно.
- Придется задержать поезд, - сказал старший контролер. – Сегодня мы никак не управимся.

И тут появился изобретатель и воскликнул:
- Есть идея! Поезд уйдет через пять минут. Надо взять…
И он объяснил, что надо взять и что надо сделать. А что предложите Вы?

Эта задача впервые было опубликована в газете “Пионерская правда”, в которой несколько лет изобретательскую рубрику вел создатель ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер. Ребятам предлагалось дать ответ на поставленный вопрос.

После подведения итогов выяснилось, что правильные ответы прислали только те ребята, которые твердо запомнили: чтобы решить изобретательскую задачу, надо преодолеть системное (техническое) противоречие.

Вот несколько неудачных предложений:

  • Пусть замеры ведет бригада в 300–500 человек;
  • Определить на глаз средний диаметр бревна и подсчитать, сколько бревен;
  • Сделать срезы всех бревен и без спешки измерить их диаметр, когда поезд уйдет…

За выигрыш в точности приходится платить проигрышем в стоимости, сложности. И наоборот: если предпочтешь простоту (измерить на глаз), придется поступиться точностью. За этим техническим противоречием спрятано противоречие физическое: поезд должен уйти и поезд должен остаться.

Нужно сделать так, чтобы поезд ушел и в то же время как бы остался…

Оказывается, что в ТРИЗе выработаны специальные приемы устранения системных (технических) противоречий.
Одним из таких приемов является принцип копирования, который заключается в следующем:
 

Принцип копирования:
а) если измерительные операции затруднены с объектом – надо использовать его копию (модель). Не всегда, но обычно это оптические копии: отражения, тени, пятно света (“зайчик”), зеркала, фото- и киносъемка;
б) оптические копии можно легко увеличивать и уменьшать;
в) если оптические копии не подходят, возможно применение инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских копий;
г) для повышения точности измерения возможно использование дополнительных цветов, а также растров, муарового эффекта, стереосъемки, голографии.

Ну как? Понятно, что предложил изобретатель? Если нет, ответ можно найти здесь.

А что такое упомянутые нами дополнительные цвета? Так в физике называют цвета, дающие при смешении третий (например: синий + желтый = зеленый).

Задача 2. В далеком космосе “потерялся” космический корабль. Связи с ним нет, но приблизительно известен район полета. Для обнаружения корабля получены сотни снимков ночного неба, но как отличит корабль от рядовой звезды?

На этот раз не будем испытывать Ваше терпение:
Сделаем вторые снимки каждого участка неба и наложим их на первые – ведь корабль движется, и его положение должно сместиться… Но как трудоемко сравнивать все совпадающие на снимках звезды! А если вспомнить о дополнительных цветах? Вначале проведем съемку через желтый светофильтр, а потом – через синий и наложим снимки друг на друга. Что получится? Все неподвижные звезды будут зелеными и только корабль – нет!

Еще несколько задач на ту же тему:

Задача 3. В комнате включены электролампочка и цветной телевизор. При ярко освещении изображение получается как бы размытым, сколько ни крути ручки настройки. Погасить лампочку нельзя – в комнате кому-то нужно читать. Как сделать, чтобы и свет горел, и изображение на экране было ярким?

Задача 4. Спортивные рекорды устанавливаются для того, чтобы быть побитыми. В идеале хорошо бы тренироваться в паре с лидером, бегущим или плывущим по графику мирового рекорда. Но где раздобыть столько чемпионов мира для каждого спортсмена? Итак проблема: чем можно заменить чемпиона мира на беговой дорожке.

Задача 5. Однажды в известном географическом журнале довелось увидеть необычную фотографию. На ней были изображены десять мужиков, изо всех сил старающихся удержать в руках бешено извивающуюся огромную… анаконду. А одиннадцатый мужик с линейкой в руках пытался измерить ее длину. Вопрос: как измерить длину змеи, учитывая что ее укус может быть смертельно опасен.


Да не дергайся ты, проклятая!!!

Задача 6. Известно, что рыба гораздо лучше хватает наживку, если видит рядом соперницу. Тут уж не до колебаний: брать или не брать? Конечно, брать! Как, исходя их этого, усовершенствовать рыболовный крючок?

Попробуйте самостоятельно решить эти задачи, ведь нужный для их решения прием у Вас уже есть… А посмотреть правильные ответы можно здесь.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)