Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Что такое “талантливое мышление”?

(продолжение 1)

А и вправду, как мы думаем над проблемой?

Наше воображение - вольно или невольно - создает определенный образ задачи. Прочитал человек условия, и сразу же вспыхивает мысленный экран с высеченной на нем картинкой.

Мышление несистемно. Не успели люди в процессе эволюции выработать системное видение мира. Если в задаче сказано “дерево”, человек видит именно “дерево”.

Начинается перебор вариантов. Дерево становится чуть больше, чуть меньше... Часто на этом кончается, ответ не найден, задача признана неразрешимой.

Это - обычное мышление. Талантливое воображение одновременно зажигает три экрана: видны надсистема (группа деревьев), система (дерево), подсистема (лист или ствол).

Конечно, это минимальная схема. Иногда включаются и другие экраны: наднадсистема (лес) и подподсистема (клетка). А главное - все это видно в развитии, потому что работают боковые экраны, показывающие прошлое и будущее на каждом уровне. Девять (минимум девять!) экранов системно и динамично отражают системный и динамичный мир.

Задача 1 о финиковой пальме не решается, если включен только экран 1. Но стоит совместно рассмотреть экраны 1 и 4, как одно из возможных решений становится очевидным. На экране 4 - маленькая пальма. Сока она еще не дает, но на ней легко можно сделать зарубку - будущую ступеньку. От одной-двух зарубок дерево не погибнет. На следующий год - еще несколько зарубок. И к тому времени, когда дерево вырастет и будет способно давать сок, на стволе окажется готовая лестница.

Другое решение просматривается при включении экрана 2. К одному дереву надо приставлять лестницу. Но если рядом растут два дерева, их стволы - почти готовая лестница, не хватает только веревочных перекладин...

Еще раз подчеркнем: это не самый сложный случай - девять экранов. Гениальное мышление заставляет работать много больше экранов: вверх и вниз по иерархии систем, влево (в глубь прошлого) и вправо (в глубь будущего). Сложно устроены и сами экраны. Во-первых, они двойные: на каждом экране одновременно изображение и антиизображение (объект и антиобъект). Во-вторых, меняются размеры изображений - то резко увеличиваются, то столь же резко уменьшаются...

Мир устроен непросто, и чтобы его правильно видеть и правильно понимать, нужны непростые мысленные экраны. Даже у гениев полная многоэкранная схема мышления проявляется в редкие звездные мгновения. Да и то многое остается незадействованным...

Поэтому системное мышление по многоэкранной схеме – этот важнейший инструмент изобретателя – необходимо целенаправленно в себе развивать.
 

Цель ТРИЗ:
опираясь на изучение объективных закономерностей развития систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме.

В задаче 2 об увлажнении горнолыжной трассы сразу ясно, что подача воды на гору не нужна. Снег сам является водой, следует только растопить его верхнюю часть. Это можно осуществить различными путями, например, обдувать снег горячим воздухом или просто протащить по нему металлический лист, на котором разожжен костер.

Костерок на железном листе, класс!!

В задаче 3 о пластинке кварцевого резонатора в системе жизнеобеспечения космонавта все затруднения случились потому, что конструкторы рассматривали порученную им систему в отрыве от надсистемы, в которую этот резонатор входит. А что там? Нет ли в надсистеме участков, имеющих стабильную температуру? Конечно же, это сам космонавт! Температура его тела всегда 36,6° . Это то, что нужно!

Пластинку кварцевого резонатора нужно положить во внутренний карман костюма космонавта - и проблема решена. Кроме того, это решение имеет еще один плюс: если космонавт заболеет, т.е. у него повысится температура, об этом сразу же будет известно на Земле, так как частота сигналов изменится, и тогда будут своевременно приняты меры.

Та же ошибка была допущена конструкторами и в задаче 4 о лампе прожектора на спускаемом на Луну аппарате. Когда конструкторы пришли к своему Генеральному со своим предложением, он, выяснив в чем дело, спросил: “А зачем нужна колба в лампе?”. - “Чтобы защитить спираль накаливания от взаимодействия с кислородом воздуха, иначе она быстро сгорит”, - ответили конструкторы. “А на Луне есть воздух?” - снова спросил генеральный. И тут вдруг всем стало ясно, сколько лишних трудов они сделали, подыскивая нужную колбу для лампы.

Хотите еще задач для тренировки? Пожалуйста!…

Все мы читали замечательную книгу Даниэля Дефо “Робинзон Крузо”. Несчастному Робинзону, когда он очутился на необитаемом острове, пришлось решать много сложных проблем. В том числе такую:

Задача 5. Робинзон Крузо, решив выбраться со своего острова, свалил огромное дерево и несколько месяцев долбил из него лодку. Наконец, он ее изготовил и только тут понял, что дотащить ее до берега не сможет. Она оказалась слишком тяжелой.

Как Вы считаете, в чем состояла ошибка Робинзона и как он мог бы ее избежать? Рассмотрите все девять экранов на рис.2. Что на них изображено? Какие появляются идеи?
Много интересного о проблеме Робинзона можно прочитать здесь.

Задача 6. Вы библиотекарь. У Вас сотни активных читателей, которые ежедневно приходят за новыми книгами. Здание библиотеки старое, и потребовался его ремонт. Нужно переезжать в новое здание, но у Вас нет ни автомобилей для перевозки книг, ни средств, чтобы оплатить работу грузчиков. Как быть?

Задача 7. Вы поехали на собственной автомашине на рыбалку и вынуждены были остановиться на проселочной дороге, так как спустило одно колесо. Дело привычное. Вы отвернули четыре болта, которые крепят колесо к оси, аккуратно положили их на обочину дороги и пошли к багажнику, чтобы достать запасное колесо. В этот момент какой-то мотоциклист, лихо объезжая Вас, наехал на лежащие болты и расшвырял их в стороны. Как отыскать их в густой траве?

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)