Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

К теоретической части

Практическая часть

Тренинг по диалектическому мышлению

Содержание тренинга:

Упражнение 1. “Я оптимист” или “Это хорошо, потому что…”
Упражнение 2. "Я пессимист" или "Это плохо потому, что..."
Упражнение 3. "Я изобретательный оптимист" или "Цепочка хороших следствий"
Упражнение 4. "Отвратительный пессимист" или "Мрачная игра"
Упражнение 5. "Цепочка хороших и плохих следствий"
Упражнение 6. “Кому это хорошо, кому это плохо?”
Упражнение 7. “Когда это хорошо, когда это плохо?”
Упражнение 8. “Почему это хорошо, почему это плохо?”
Упражнение 9. "Задачедатели и изобретатели"
Упражнение 10. "Диспут"

Серия игр "хорошо - плохо"

Это чрезвычайно полезные упражнения. Тренинг состоит из типовых упражнений, одинаково интересных, полезных и трудных и для детей и для взрослых. Отметим, что число модификаций этих упражнений не имеет предела. Детям, чтобы их не пугать, лучше называть эти упражнения играми.

Цели игр:

1. Показать ребенку, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие и плохие стороны, есть и хорошие, и плохие свойства.

Зачем это знать?
Чтобы не пропустить хорошее в плохом и чтобы плохое не "выпрыгнуло" бы в хорошем. Чтобы научиться определять: кому хорошо, кому плохо. Чтобы понять, почему и когда хорошее перерастет в плохое.

2. Научить ребенка размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи.

3. Научить ребенка находить недостатки. Речь не идет о сплошном очернительстве: "Всё плохо!" Но, согласитесь, ко многому мы "придышались", привыкли и не видим недостатки.

Найти недостаток - это первый шаг к постановке задачи, а, следовательно, к её решению и устранению недостатка.
Мало знать что такое хорошо и что такое плохо, надо поступать хорошо.
Найти хорошее в плохом тоже непросто. Например, что хорошего в эпидемиях чумы и холеры? Однако оно есть: разработали сыворотки, сплачивается человечество перед общей бедой, прекращаются войны... А что хорошего в извержениях вулканов? Пепел - прекрасное удобрение.

4. Подвести ребенка к пониманию противоречия и ТРИЗовских приемов разрешения противоречий: "НАОБОРОТ" и "ОБРАТИ ВРЕД В ПОЛЬЗУ".

Идея игр "Хорошо-плохо" предложена Б.Л.Злотиным и А.В.Зусман. Это очень полезные развивающие игры.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)