Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Кукалев Сергей Васильевич, Санкт-Петербург
kukasp@mail.wplus.net

Выдержки из концепции
Методические рекомендации по курсу
Программа занятий по курсу

ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА (РАТА)

Автор приносит свои извинения читателям за некоторую незавершенность представленных материалов и предлагает всем желающим высказать ему свое законное "фе" или получить разъяснения по неясным вопросам обращаться лично к нему по адресу kukasp@mail.wplus.net, а также заглянуть на его веб-сайт.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ КУРСА

Приведены подробные методические рекомендации по ведению программы РАТА (от слов “Развитие таланта”), предназначенной для работы с детьми 8 - 10 летнего возраста. Являются продолжением и дополнением концепции и программы курса РАТА, в которых талант рассматривается как системное свойство организма человека, присущее любому ребенку и взрослому, и требующее для своего развития подъема энергопотенциала человека, формирования его потребностей и усвоения им алгоритмов решения творческих задач.

Чем легче учителю учить, тем труднее детям учиться. Чем тяжелее труд учителя, чем легче ученику.
Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать его на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ребенку.

Л.Н.Толстой

1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА РАТА.

Из концепции курса вытекает, что знания (а тем более умения, навыки) никогда не появлялись и не будут появляться у учеников в результате рассказа им некоторых сведений или показа им некоторых объектов. Для формирования знаний необходима самостоятельная активность учеников, затраты с их стороны некоторой энергии. Именно тем, как организована эта активность, на какие психофизиологические механизмы она опирается, и определяется методика и технология того или иного учебного курса.

Эта собственная активность учеников, обеспечивающая усвоение ими учебного материала, может опираться на социальную потребность ученика взрослеть, повышать свой социальный статус, “быть как все”, “не хуже соседа”. Она может использовать природную познавательную активность ребенка, его, так называемый “инстинкт вооружения” (в данном случае вооружения знаниями, опытом, алгоритмами действий). В курсе развития таланта (РАТА) эта активность опирается прежде всего на интерес ребенка, формированию и поддержанию которого уделяется огромное внимание, а энергопотенциал, необходимый для достижения ожидаемых результатов не только не гасится насильственными методами сохранения дисциплины, но и повышается введением специальных занятий (урока йоги) и использованием ряда методических приемов.

Особо следует отметить сложность формирования оценочной компоненты внутренних алгоритмов поведения, в частности алгоритмов решения творческих (нетривиальных) задач, требующих, в отличие от достаточно пассивных “знаний” (алгоритмов выборки из памяти необходимых сведений) более высокого энергопотенциала и воздействия на метапрограммы поведения данного человека, в частности на такую метапрограмму работы механизма сознания, как внимание.

Таким образом, отличающий курс РАТА подход к таланту как системному свойству организма ребенка, изложенный в концепции курса, и необходимость для развития этого таланта комплексного воздействия на будущую личность - ее энергопотенциал, потребности и логические координаты (ЭПЛК), - с необходимостью приводят к появлению ряда специфических методических особенностей организации и ведения курса.

Так целью любого урока в программе РАТА, помимо конкретных задач данного урока - например, освоение очередного упражнения йоги, знакомство с некоторым понятием или приемом функционально-ресурсного подхода (ФРП), изучение фигуры оригами - является постепенное формирование и развитие в детях свойств, указанных концепции (см. Раздел “Цель и задачи курса”), таких, как снятие внутренних эажимов, расширение зоны здоровья и подъем энергопотенциала, развитие внимания, повышения сознательности (уровня самооценки), снятие страха перед трудностями, формирование оперативной грамотности, раскованности, творческого отношения к жизни и т.п. При этом не только возможен, но постоянно осуществляется переход в течении одного урока от одной темы некоторого раздела курса к другой теме другого (или того же) раздела, в зависимости от задач курса как единого целого и ситуации на уроке.

Поэтому в программе обычно не ставиться вопрос не только проверки результатов, но и формулирования целей конкретного урока или занятия (не считая явной цели овладения каким-то упражнением, складыванием фигуры оригами, знакомства с термином ФРП, которые в курсе РАТА оказываются как раз вспомогательными, проходными задачами, необходимыми для достижения общей цели курса). Вместе с тем проверка результатов конечно необходима (в соответствии с законом “Об образовании” таковым считается только то, что прошло проверку, оценку на соответствие заданным требованиям и подтверждено соответствующим документом). Эта оценка осуществляется периодически (см.раздел 7 программы курса) и, естественно, в самом конце курса, на специальном занятии-празднике “Экзамен”, завершающимся выдачей документа об окончании курса РАТА.

Вместе с тем преподаватели должны не просто четко знать, чего же они хотят получить, точнее дать детям, они должны понимать и постоянно помнить цель и задачи курса, иными словами работать совершенно сознательно, опираясь на модели, изложенные в концепция курса. Более того, в силу ограниченности курса (всего 24 - 27 занятий) они должны, ведя занятия по программе РАТА, стремиться чтобы каждый их урок был произведением педагогического мастерства (несмотря на то это их мастерство никто и никогда не оценит, т.е. они должны сами в полной мере владеть принципами саногенного - рождающего здоровье - мышления, или, что тоже, этикой йоги - идеей непривязанного труда).

Специальный отбор детей (или родителей) на курсы не производится. Это сделано из тех соображений, что талантливых детей в принципе можно и вообще не развивать, они и так уже талантливы, и этот их талант уже в большой степени является гарантией того, что они "пробьются" в жизни и достигнут раньше или позже своей цели. С точки зрения авторов курса РАТА внимания и интереса заслуживает только та программа, которая ставит перед собой цель развить талант любого пришедшего на занятия ребенка.

Это не исключает полезность предварительного тестирования, проведения входных измерений, обеспечивающих последующий текущий и выходной контроль уровня овладения детьми необходимыми знаниями и навыками. При этом такой контроль не должен оказывать стрессового воздействия на детей, быть длинным и скучным. В минимальном варианте можно ограничиться просто входной и выходной анкетами для родителей. Возможная форма входной анкеты, позволяющая косвенно судить об уровне начального энергопотенциала и критичности ребенка, приведена в приложении ?. Другие возможные методы измерения энергопотенциала приведены в приложении ?. Методы психодиагностики в школе общеизвестны и, честно говоря, мало применимы для действительной оценки уровня таланта.

Любое занятие по программе РАТА (см. концепцию курса) состоит из нескольких составляющих - трех условных уроков - йоги, функционально-ресурсного подхода (ФРП) и оригами. Четких границ между уроками нет (один урок мягко переходит в другой), “официальные” перерывы между ними (когда дети отпускаются на перемену) отсутствуют.

Все занятия проводятся одновременно для детей и родителей бригадой (группой не менее 2 человек) преподавателей, что является одним из условий посещения курса, причем желательно, чтобы весь курс посещался одним родителем (только папой или только мамой, бабушкой и т.п.). При этом один преподаватель работает с детьми, а второй в то же самое время в другом помещении работает с их родителями (ведь для обеспечения максимального эффекта по отношению к детям и родителям приходится применять принципиально разные методы подачи материала), лишь изредка, при необходимости приходя на помощь тому, кто ведет занятия для детей (все таки они в курсе РАТА “главные”, все делается именно ради них). Родители при этом на какое-то время остаются одни, и тогда из необходимо занять - дать им какое-то задание. Если бригада преподавателей больше - например, 3 человека - то все занятия с детьми могут вести два (как правило разных на разных уроках) преподавателя. Предполагается взаимозаменяемость преподавателей - каждый из бригады должен в достаточно полной степени владеть всем материалом курса и методикой работы в нем;

Принцип ненасилия, как уже указывалось в концепции курса, является категорическим императивом ведения занятий, любые наказания если и не запрещены, то сильно ограничены - подробнее см. п. 3. Во время занятий (особенно на уроках ФРП и частично йоги) ученикам не запрещается свободно передвигаться по учебному помещению, сидеть как они хотят и где хотят, что обеспечивает возможность подъема (за счет мышечного движения) энергопотенциала, необходимого для решения задачи, увеличивает внутреннюю раскованность ребенка и косвенно способствует освоению им окружающего пространства, повышению его оперативной грамотности.

Для поддержания интереса детей к занятиям (обеспечения ненасильственного подхода к ним) во всем курсе необходимо использовать систему вложенных игр, в частности рекомендуется вводить:

    • охватывающий сюжет всего курса (например, игра в “Спасателей”, точнее тренировка “Спасателей” или далекое совместное путешествие через ряд препятствий за “Звездой пленительного счастья”);
    • охватывающий сюжет каждого занятия (например, игра в йогов);
    • внутренний сюжет части занятия (например, поездка в зоопарк - как инструмент запоминания последовательности упражнений);
    • конкретная игра - решение конкретной задачи урока.

При этом любые конкретные (рабочие) игры выбираются так, чтобы по форме они создавали и поддерживали интерес детей к курсу, а по содержанию одновременно развивали детей в нужную преподавателю сторону, обеспечивали их обучение в соответствии с заданными целью и задачами курса.

Более того, рекомендуется любой урок курса начинать с игр и заканчивать играми, выполняющими как функции создания и поддержания интереса детей к занятиям, так и функции обучения и воспитания.

Домашние задания в курсе являются не столько средством, обеспечивающим усвоения учениками материала, сколько средством выравнивания различных потенциальных возможностей учащихся, поэтому их можно давать в объеме, несколько превосходящим возможности среднего учащегося, но выполнение их не является обязательным.

Поскольку энергопотенциал, в соответствии с концепцией курса РАТА, является ведущим компонентом в ЭПЛК ребенка, а в качестве основного средства подъема энергопотенциала выбрана йога, занятия по программе начинаются с урока йоги.

Впрочем, необходимость посещения занятий родителями (см. концепцию курса) и нежесткость общего характера организации занятий (вытекающая из ненасильственной парадигмы курса) приводят к полезности введения в самом начале каждого занятия некоторого 10-15 минутного “резерва”, чтобы даже те дети (с родителями), которые несколько опоздают к условленному времени занятий, смогли выполнять упражнения комплекса йоги с самого начала. Это время разумно использовать для совместного (с детьми и родителями) чтения специально подобранной литературы, способствующей развитию сознательного, творческого отношения к жизни - см. раздел 5 программы курса.

Необходимость учета методических рекомендаций йоги [см. 1, 2] определяет следующие методические особенности курса РАТА.

Упражнения йоги (впрочем так же, как и понятия ФРП) - это не просто россыпь элементов, произвольным образом группируемых преподавателем во время занятий. Мощный эффект йоги - это прежде всего эффект системности и, конечно, регулярности, постоянства, каждодневности воздействия. Порядок расположения упражнений в комплексе является одним из решающих факторов их эффективности, причем от того, как, подобраны упражнения йоги, в каком порядке они выполняются, кардинальным образом зависит и получаемый эффект. Расположи упражнения по другому - получишь совсем другой, зачастую прямо противоположный эффект.

Поэтому знание преподавателей методических принципов построения комплексов является обязательным условием работы его по программе РАТА, так же как и понимание физиологический механизмов действия упражнений, знание ньюансов их правильного выполнения.

Не менее важным является соблюдение основных методических принципов освоения нового, установленных в йоге (здесь уместно вспомнить знаменитый основополагающий принцип медицины: “Прежде всего не повреди”), которые включают в себя не только правильную последовательность выполнения упражнений, но также постепенность их освоения (по индивидуальному для каждого ребенка графику с переходом от простого к сложному) и, конечно, чувство меры во всем (с обязательной обратной связью - контролем реакции организма на воздействие). Индивидуальный постепенный характер освоения йоги обеспечивается привлечением родителей, и подробным рассказом им в самом начале курса, вместе с другими методическими особенностями йоги, того, что конкретно они должны для этого делать, а чувство меры постоянно тренируется в детях на каждом уроке, за счет постоянной ориентации их внимания на комфортность внутренних ощущений во время и после выполнения каждого упражнения йоги, на фоне общего расслабления организма. Более подробные данные о методике йоги можно найти в соответствующей литературе.

Йога идет от материального - тела человека, того, что объективно наблюдаемо и легко контролируемо, и обеспечивает за счет этого высокую воспроизводимость результатов, хотя, тот же принцип системности и заставляет ее с самого начала учитывать не только физиологические особенности функционирования организма человека, например, внешне мелкие, но отнюдь не случайные детали правильного выполнения упражнений, характер дыхания (ведь каждый элемент большинства упражнений выполняется на некоторой конкретной фазе дыхания), но и психику ребенка, более того, опираться в учете физиологии на эту психику, точнее этику, ведь “человек - это биологический вид, живущий по социальным законам - см. концепцию курса).

Поэтому так важно во-первых, в самом начале курса рассказать родителям об этики йоги, более того дать им конкретные методические ключи ненасильственного формирования потребностей (см. тему 2.2. программы курса) и разобрать работу этих приемов на конкретных примерах (см. раздел 6), - чтобы они могли квалифицированной работать над поддержанием интереса детей к занятиям дома, но и, во вторых, всячески (но не в ущерб материалу курса - времени то всего ничего - 24 занятия), поддерживать этот их интерес в процессе занятий. При этом, как уже указывалось, любые наказания если и не запрещены, то сильно ограничены, поэтому такое значение в курсе придается игре.

Столь же не случаен и согласован с уроком йоги (т.е. использует те же принципы освоения нового, что и йога, позволяя говорить о методическом единстве курса) порядок ведения урока ФРП (см.ниже), следующего за уроком йоги, а также характер подачи материала на уроке оригами.

При ведении урока ФРП (в полном соответствии с концепцией курса РАТА) рекомендуется следующий порядок формирования знаний учеников. Сначала преподаватель сам решает учебные задачи, показывая на примерах характер работы по алгоритму ФРП и отдельные приемы этого алгоритма и только затем по этой технологии работают дети. При этом рекомендуется дать не только большое количество примеров и контрпримеров на освоение основных понятий ФРП (с возможностью придумывания таких примеров самими детьми), но и прежде всего разобрать (решить перед детьми, показать им правильный ход решения по алгоритму) - сначала укрупненно, "широко шагая", а затем обращая все большее внимание на детали - большое количество неигровых (решаемых в классе “за партой”) задач, желательно с практическим или сказочно-игровым сюжетом. Со временем эти задачи должны усложняющихся (а к середине и концу курса вообще "ставить в тупик). Здесь важно их общее количество, формирующие привычку не боятся трудных формулировок и общий функционально-ресурсный подход к проблемам, а не детали решения, не отработка отдельных операций, обеспечивающих его качество.

Это позволит детям "осмотреться", понять и принять общий функционально-ресурсный подход к окружающему их на занятиях игровому миру, и при этом позволит не задерживать детей слишком долго "за партой", не ограничивать их возможности осваивать пространство и "думать телом". Иными словами надо сначала просто приучить детей думать соответствующим образом - завалить этими задачами, - и только затем, по мере наличия времени, сил и ресурсов помещения и группы заниматься формированием и закреплением практического навыка и "вылизыванием" процесса на игровых задачах, решаемых "самостоятельно" в зале в форме подвижной игры. Впрочем в последнем случае преподаватель так же ведет детей за собой, если надо уменьшая “длину шага”, который им необходимо сделать для решения задачи.

В качестве задач на освоение ФРП в курсе, как уже указывалось, помимо задач, непосредственно разбираемых на этом уроке и задач, даваемых в качестве домашнего задания, используются также подвижные игры (“награждалки”), вначале предлагающиеся просто как игра, а затем превращаемые в задачу через ограничение степени доступности ресурсов, необходимых для ее проведения, а также задания по оригами.

При проведении занятий по оригами изучение моделей (так же как в йоге и ФРП) идет от простого к сложному. При этом модели объединены по приемам складывания: последующая модель как бы вырастает из предыдущей, тем самым дети повторяют и не повторяют предыдущую модель, и убеждаются в неисчерпаемости идеального конструктора - оригами. Сложность работы на уроке также постепенно возрастает: во всех случаях при проведении урока преподаватель сначала показывает готовую модель, затем дети делают ее вместе с преподавателем ("делай как я"), при этом постепенно, исходя из потребностей урока, вводятся обозначения, принятые в оригами, ведь модели становятся все сложнее, и значит ребенку сложнее понять, как она делается и труднее успеть за преподавателем (надо учитывать разную скорость восприятия и разную развитость мелкой моторики у детей). Наконец можно, для усложнения задачи (чтобы сделать ее "интереснее") пропустить на чертеже некоторые шаги, перепутать их, "потерять" начало или конец складывания.

К концу курса ставиться "обратная" задача: самостоятельно повторить предъявленную готовую модель, разобравшись по ней, как она сделана, и затем нарисовать последовательность шагов сборки этой модели.

Указанные специфические особенности методики ведения курса приводят к необходимости достаточно подробного изложения здесь общего порядка ведения занятий с необходимыми комментариями по отдельным его частям - см. раздел 4.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ КУРСА РАТА

Минимальный возраст детей, принимаемых на занятия - 8 лет (строго по методике йогой можно начинать заниматься с 6 лет, но в реальной практике с детьми такого возраста очень трудно работать), максимальный 10 - 11 лет (в более зрелом возрасте с необходимостью меняется характер занятий). В группу допускается (и даже рекомендуется) набирать детей разного возраста (в указанных пределах), мальчиков и девочек.

Желательный первоначальный размер группы не более 18-20 человек, что после небольшого начального отсева с первых занятий, связанного с тем, что родители еще определяются куда ходить (и ходить ли вообще), даст нормальное число учеников (около 15), которое, по опыту, преподаватели в состоянии охватить своим вниманием (нарушение "нормы управляемости" - 5+2 - связано с учетом наличия в группе более слабых и более сильных учеников, которым требуется меньше внимания).

Занятия проводятся утром, или по крайней мере в первой половине дня (что определяется методическим требованием йоги выполнять комплекс упражнений именно утром и рядом других психологических и эмоциональных факторов) в выходной день (чтобы обеспечить нормальное посещение занятий родителями).

Занятия ведутся одновременно в двух (как минимум) помещениях: зале типа физкультурного (желательно среднего, комфортного размера - чтобы дети в нем "не терялись" и без лишнего отвлекающего внимание детей инвентаря) и обычном классе, где можно сидеть за партами (столами). При этом, как уже говорилось, занятия для детей и родителей проводятся параллельно разными преподавателями в разных помещениях.

П р и м е ч а н и е. ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ организации занятий. В принципе возможны варианты, когда дети могут осваивать основной комплекс упражнений йоги и функционально-ресурсный подход (алгоритмы творчества) вместе с родителями, что должно дать им не только радость совместно выполняемых действий на самих занятиях, но и потенциально позволит улучшить дисциплину и облегчить весь процесс освоение комплекса йоги и приемов ФРП дома (занятия по оригами в любом случае проводятся с детьми без родителей). При этом:
- размер группы сократится до 10 пар родитель-ребенок максимум. При этом:
- входное собеседование расширится и будет касаться также родителей, принимающих участие в работе курса;
- придется вводить дополнительные теоретические занятия только для родителей в течении 1 - 1,5 месяцев (4 - 6 занятий по 3 - 4 академических часа) до начала основного курса для передачи родителям необходимых теоретических знаний по йоге и ФРП (в течении основного курса для работы с родителями все так же используется время занятий с детьми оригами);
- упражнения ОК, не даваемые детям (№№ 7, 8, 30, 37-40, 42, 47, 51) даются и проверяются у родителей за счет организации дополнительных периодических занятий только с ними;
- большая часть “игр-завлекалок” (проводимых в начале урока) и “игр-награждалок” (на которые остается время в конце урока) все равно проводится только с детьми, участие в них родителей очень ограничено; при этом полезно периодически напоминать родителям, что наша главная и конечная цель - дети;
- при решении игровых задач ФРП родители также задействуются в ограниченном объеме;
- при решении всех задач приходится обращать особое внимание на сдерживание родителей от преждевременных ответов с тем, чтобы дать время подумать детям.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ.

Особым вопросом во всем курсе (и особенно на уроке йоге, требующем от детей наибольшего напряжения внимания) является вопрос дисциплины, которая должна обеспечиваться на минимальном, не мешающем результативному ведению занятий уровне. Здесь даны дополнительные методические рекомендации, призванные облегчить преподавателю, работающему по программе РАТА, решение этого вопроса.

Еще раз уточним, что дисциплина на занятиях должна обеспечиваться не за счет постоянных призывов к вниманию и спокойствию, а за счет поддержания постоянного интереса детей к занятию, подбора большого количества увлекательных примеров и задач, правильного выбора темпа их ведения - довольно высокого, соответствующего высокому внутреннему темпоритму ребенка, с незначительными вариациями темпа ведения урока, связанными как с характером даваемого материала, так и с индивидуальными различиями в темпоритмах отдельных детей, т.е. с необходимостью обеспечить хорошее усвоение материала всеми учениками (в противном случае, при несоответствии темпа ведения урока внутреннему темпу ребенка, дети устают, хуже усваивают материал). Необходимо также правильно выбирать (и менять во времени) "сознательные системы ввода-вывода" (терминология Нейролингвистического программирования), в крайнем случае допустима даже установка соответствующих положительных "якорей".

Очень важно установление определенной "деловой" атмосферы с первых же занятий, постоянное приучение детей к определенному самоконтролю и дисциплине как норме поведения на всех уроках курса, постоянное обращение внимания детей на управление своим вниманием и получение удовольствия от упражнений йоги. Периодическое объяснение их пользы (эффектов).

В отдельных случаях можно попросить ребенка вести себя достойно (это сильный прием), а иногда и подождать всем коллективом, когда он успокоится, дав при этом (заодно) небольшую передышку всем детям в усвоении материала. Дети ведь не виноваты в том, что они так беспокойны, просто они еще очень маленькие и у них еще очень малы возможности накопления и сохранения необходимого для занятий (решения поставленных перед ними непростых задач) довольно значительного запаса энергопотенциала. Вот им и приходится постоянно его подкачивать с помощью самого надежного и мощного из имеющихся в их распоряжении инструмента - своего тела. Мы же напротив - большие и сильные. Мы можем и должны плотно вести детей за собой, с опорой на их рефлекс имитативности. Да ведь и в самом деле, то, что они вытворяют интересно и даже смешно. Не нужно быть с детьми слишком серьезными, и прежде чем учить их владению своим телом (а значит и своим интеллектом) необходимо самому научиться быть расслабленным, держаться раскованно, спокойно и мягко.

Использование поощрений для соблюдения дисциплины, вместе с использованием сознательности ребенка (пониманием им цели занятий и подлинной сути всего происходящего) общепризнанно является более эффективным приемом, чем наказания, однако сдерживается этикой йоги, необходимостью формирования "непривязанного отношения" к своим действиям, т.е. непривязанности качества этих действий (которое всегда должно оставаться максимально высоким) к награде или поощрению за них. Следовательно поощрения допустимо применять:

- время от времени (не как систему), максимально стремясь при этом использовать их всего лишь для формирования правильного отношения к деятельности, которая в конечном итоге должна осуществляться не ради этого поощрения, но просто из добросовестности, из интереса к ней, т.е. поощряться должно не достижение, как таковое, а прежде всего отношение к деятельности, ее характер;

- стремясь, чтобы это поощрение в конечном итоге получили все ученики (если, какая-то награда, поощрение - скажем, конфетка типа "драже" - досталось только некоторым детям, в конце занятия необходимо просто раздать такие же поощрения тем, кто еще не получил их);

- в отдельных ярких случаях взаимопомощи и взаимоподдержки, а так же при установке якорей (как положительное подкрепление), для сглаживания обид и небольших "травм" (ушибов, заноз и др.), возможных на занятиях (желательно при этом собирать всех детей "в кучу" и совместно жалеть травмированного), при проявлении честности (скажем при проставлении себе заслуженно низкой оценки в журнале поведения) и т.п. Надо учитывать силы детей, еще неспособных понять, что в реальной, взрослой жизни все будет не так.

Наказание может быть использовано только в крайних случаях и лучше чтобы оно было:

- необидное и полезное для ребенка (скажем пять отжиманий от пола);

- было заранее (на первом же уроке) оговорено, принято детьми как допустимое;

- устанавливалось не только преподавателем, а решением всего коллектива;

- относилось не только к детям, но и могло быть применено к преподавателю.

Приведем здесь также некоторые конкретные дисциплинарные приемы, которые может использовать преподаватель (на выбор) при ведении занятий по курсу РАТА:

-формирование до начала каждого занятия "модели" (пускового образа) "хорошего ученика";

- напоминание о планах на урок (в частности на поощрительные игры-награждалки) на которые может не хватить времени;

- введение самостоятельного проставления детьми оценок за поведение в официальный - или по крайней мере вполне официально выглядящий - журнал, поведения - рекомендуется вводить этот прием только со второго-третьего занятия, первые два занятия их проставляет преподаватель.

- одному ребенку играть роль другого (подвижному - роль спокойного и наоборот);

- устроить конкурс на последнее место по дисциплине между несколькими учениками (с проставлением ему в журнал "1", в виде приза (награды) за последнее место);

- выполнение отдельных упражнений отдельными детьми (особо беспокойными) на показ перед всеми;

- назначать по очереди (к концу курса) "руководителя" из детей - пусть он "ведет" занятия", т.к. вам надо следить за правильностью выполнения упражнений остальными детьми;

- подготовка к "зачету", "экзамену";

- пусть он расскажет, как ему удается...(так хорошо, плохо...);

- индивидуальные доверительные беседы после занятия на формирование цели, необходимого отношения к занятиям;

- рассказы отдельных детей всем остальным что и как они делают (дома), что чувствуют и т.п.

- и конечно описанные ранее работа в круге (с ее огромными резервами развития);

В случае очень беспокойных детей, постоянно стремящихся "дергать" и пихать друг-друга может быть полезной установка некоторого положительного "якоря" (терминология НЛП) в форме игры "Стенка": детям объясняется, что темные, злые силы хотят помешать нашим занятиям, и что мы может бороться с ними только все вместе, и для этого надо сыграть в такую игру - все дети встают в шеренгу вплотную друг к другу, плечо к плечу. Их задача спокойно, не задирая один другого простоять так как можно дольше (или, для начала, одну минуту, отсчитываемую преподавателем по секундомеру или часам). Тому, кто простоит так дольше всего можно даже вручить награду, а тому кто первый начнет задираться (или лучше всего первым двум, между которыми возникнет "конфликт") назначить наказание.

Дополнительные приемы сплочения коллектива (помимо факта совместных занятий):

- редкие напоминания детям об их "уникальности" ("Кто еще в вашей школе...?");

- совместная разработка для всей группы их названия, эмблемы, устава, правил поведения (кодекса чести), единого задачника и т.п.;

- организация выставок работ, показательных выступлений и др.

4. КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ И ХАРАКТЕРУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Весь курс состоит из 22 - 24 (до 27) занятий. При этом помимо обычных (стандартных) занятий в курс включены несколько нестандартных, совместных занятий детей и родителей (вместе в одном помещении), имеющих характер праздника (Новогодний праздник, Бал, Рыцарский турнир, экзамен) и выполняющих функцию текущего контроля уровня освоения материала, сплочения коллектива и создания необходимого психологического настроя (краткие сценарии этих занятий см. в приложении 10). Остальные 18 - 20 (до 23) занятий являются основными, направленными на решение задач курса.

При наборе группы опора идет, естественно, прежде всего на родителей, их желания и решения. При этом, как в любой деятельности, необходима достаточная рекламная компания, которую разумно начинать в самом начале очередного учебного года, пока родители еще не определились с тем, куда же дополнительно водить своих детей (с тем, чтобы первое вводное информационное занятие с родителями можно было провести 15-20 сентября, закончив набор группы в сентябре собеседованием с ними). При этом желательно не привлекать к занятиям родителей "уговоренных" преподавателями или руководством школы, ориентируясь прежде всего на их внутренние потребности, иерархию ценностей, понимание ими важности всестороннего развития своих детей и готовности всемерно способствовать этому.

На вводной информационно-ознакомительной беседе с родителями можно рекомендовать:

- начать ее с задачек-вопросов: "Какое - одно - свойство нужно развить у человека, чтобы в максимальной степени обеспечить вероятность его последующей счастливой жизни?" (ответ - "ум, интеллект", безусловно необходимо обосновать) и "Чем человек думает?" (ответ - "всем телом", так же должен быть обоснован);

- кратко изложить цели и задачи курса, обратив особое внимание на ориентацию курса на закладку основ глубокого духовного развития, роста сознательности, свободы, умения управлять собой, владеть своим телом и духом, направленность всего курса на дальние результаты, на переориентацию мотивов поведения ребенка, особенностей его личности, обеспечивающих постепенное формирование в будущем нужных черт характера;

- ознакомить родителей с составом курса, обосновав его, - при этом необходимо четко указать на чисто материалистический, почти научный характер йоги (люди, в большинстве своем, абсолютно безграмотны в этом вопросе), точнее той ее части (ибо сам термин "йога" уж очень многозначен) которая, как наиболее эффективная из существующих в мире, используется в программе РАТА, уникальность и удивительную современость ее этической составляющей, научную объясненность ее физиологических механизмов и рекомендаций, комплексность и эффективность ее воздействия, ее нерелигиозность и одинаковую доступность для людей любых национальностей и убеждений;

- кратко рассказать об особенностях курса (действительно научная теоретическая база, обязательность привлечения родителей (5 функций родителей), бригадная работа преподавателей и др.), при этом рекомендуется особо отметить необходимость, хотя и ненасильственного, но управления желаниями детей (кто умнее, опытнее, сильнее - дети или их родители);

- подробно изложить организационные вопросы курса;

- честно предупредить о предстоящих трудностях, как для детей (несмотря на все меры, принятые преподавателями для увеличения привлекательности занятий в школе), так и для родителей не просто "плыть по течению", а действительно заниматься своими детьми (а, значит, и собой), не просто жалеть, а действительно любить, развивать их (и себя, ведь одно неотделимо от другого), предложить задуматься над тем, готовы ли они к этой работе (которую за них никто, нигде и никогда не сделает и которая от ее откладывания становиться только труднее и труднее)?

- предоставить возможность записать свои телефоны (если этот вопрос не переносится на первые же занятия курса).

Занятия непосредственно по программе (уже со второго - третьего занятия), как уже указывалось, рекомендуется начинать с совместного для детей и родителей (возможно даже не ожидая подхода опаздывающих) 5 - 10 минутное чтение и ее обсуждения специально подобранной литературы этико-филосовского содержания, формирующей положительное - в смысле, способствующее росту “уровня душевного комфорта”, “саногенное” (рождающее здоровье) мышление (см. 7 раздел программы курса). При этом рекомендуется широкое применение вопросно-ответного метода, т.е. за чтением какого-либо положения книги, истории или части истории (постановки задачи) - ее обсуждение с детьми и чтение, если необходимо, окончания истории. Могут быть использованы, например, следующие книги:

    • Р.Бах "Чайка по имени Джонатан Левингстон",
    • А.Седугин "Хомячок на прогулке",
    • Л.Кэрролл "Алиса в стране чудес. Алиса в зазеркалье" ,
    • отдельные произведения А.Грина, кое-что из книг М.Л.Анчарова и др.

Авторы курса считают, что особое внимание (т.е. уже начиная с 4 - 6 занятий) нужно обратить на чтение книги В.К.Тарасова "Технология жизни: книга для героев". При этом рекомендуется ограничиться только основными положениями книги и широко представленными в ней "восточными" микроисториями, имеющими глубокое воспитательное значение, Рекомендуемый порядок чтения глав: 1, 3 (в очень сокращенном виде в связи с ее более специальной направленностью), 2, 4.

В конце детям может быть дано домашнее задание по этой части занятия (как часть всего домашнего задания). Затем дети собираются и ведутся (и тут преподавателю предоставляется дополнительная возможность научить детей правильно ходить, красиво подниматься по лестнице и т.п.) в зал на урок йоги.

Приводем здесь достаточно подробное описание порядка ведения типового урока йоги, в связи с тем, что такие уроки еще достаточно уникальны, а речь, как никак, идет о физических нагрузках (параллельно с ними в другом помещении проводятся занятия с родителями). Напомним, что в йоге всегда очень большое (если не определяющее) значение имеет ее методическая составляющая.

Урок йоги начинается с создания необходимого настроя на занятия, сплочение коллектива. Здесь может быть рекомендована "Работа в круге": все дети, вместе с преподавателем встают в круг взявшись за руки и хором повторяют пять раз "Мира и счастья всем нам". В дальнейшем возможен постепенное добавление к общей формуле "Мира и счастья всем нам" работы по формированию умения:

    • приветствовать друг-друга (послание самому себе (по кругу, когда все сидят) - приветствие всех вслух (с использованием различных ресурсов), - хвалению, опять таки вслух (это важно, чтобы именно вслух) по очереди каждого члена коллектива, поставленного в центр и т.п.;
    • рассказать о своем внутреннем состоянии, тренировке умения не только наблюдать его (не только в теле, но и в "себе"), но и вербализовать (внутренние ощущения себя, других, зала, занятий - нравиться - не нравиться, готовность к действию, направленность внимания, внутренние образы, оценка обстановки и др.).

Сразу после этого осуществляется отработка навыка "работать от центра", красивой походки, умения изящно двигаться, стоять, сидеть и т.п. в форме вводных тренировочно-развивающих игр(-завлекалок):

1) раскачка(дерево и поток): на 2 ногах, на каждой, поймать центр;

2) создать образ правильной осанки (точка между лопаток, "отвисший живот", висящие руки, все движение плавное, изящное (грация пантеры, пластика русского офицера и т.п.);

3) движение с минимумом усилий всех в группе (кто куда хочет, тот туда и идет (броуновское движение);

4) просто правильная ходьба (с "работой от центра" и правильной постановкой ног - параллельно друг-другу с перекатом по наружной стороне) с правильными поворотами по команде преподавателя: сначала индивидуальные проходы, потом проходы парами, группами, с обходом препятствий и др.

5) игра "лошадки";

6) игра "веду слепого";

7) игра "грибки".

Более подробное описание указанных игр см. в приложении ?. При этом любая из указанных игр может использоваться и любой части урока, в зависимости от потребностей педагога.

Далее рекомендуется: вставание - после раскачки; вставание с минимальными усилиями (и вниманием на ощущение в лодыжках), поднимание себя, как скелет, поднимаемый за волосы и др. И наконец, свободное движение от “центра” - работа руками от “центра” (широких мышц таза и живота) с передачей усилий на кость (мышцы руки должны только направлять усилие, правильно располагать кости).

Затем дети размещаются по залу на подстилках лицом на восток с тенденцией, чтобы каждый ребенок размещался на своем постоянном месте.

На первом занятии - главная цель которого - заинтересовать детей, в идеале - поразить их воображение, с детьми проводится небольшая вводная беседа. В этой входной беседе рекомендуется дать краткое определение действительных целей занятий (научить детей управлять собой, находить выход из любой, самой трудной ситуации, накопить силы для этого) - здесь желателен небольшой краткий рассказ о йоге (как гигиенической системе, предназначенной в основном для тренировки ума) и йогах (у которых всегда достаточно здоровья и сил, чтобы помогать всем окружающим всегда и везде), который, конечно, тоже лучше вести в вопросно-ответной форме. На первом уроке, для решения указанной выше главной его цели, можно использовать (в рамках входной беседы) также:

    • тест на интеллект "поднятие коленок";
    • показ детям некоторых упражнений йоги (которые они, вероятнее всего хорошо сделать не смогут), с предложением попробовать их выполнить (демонстрация перспективы роста);
    • поражающие воображение детей задачи (в том числе из материалов курса, пообещав решить их в ходе занятий (заинтриговать детей);
    • образы третьей ("рекламной") части Йога-сутры Ш.Патанджали;
    • некоторый "входной ритуал", например, посвящение в учеников курса РАТА, клятва ученика курса (скажем: "клянусь старательно посещать все занятия, активно применять все полученные знания дома и в школе, помогать слабым и обиженным, щедро делиться своими знаниями с другими");
    • ввод охватывающего игрового сюжета, например, тренировка "спасателей" или совместное далекое путешествие через разные препятствия за "звездой пленительного счастья" (которая складывается на последней части - оригами - последнего урока - экзамена - совместными усилиями всех детей и их родителей).

На первом же занятии ставится и решается первая же детская творческая задача - как детям и преподавателю быстро познакомиться друг с другом (изготовление карточек с именами, прикалываемых к одежде на время занятия дается детям в качестве домашнего задания). Здесь же необходимо с самого начала оговорить с детьми общие правила работы (игра до, игра после, комплекс интересных и очень приятных упражнений, наличие журнала поведения, введение узко определенного ритуала наказания, который может быть применен (хотя за 3 года практического ведения курса этого реально ни разу не было сделано) к детям и преподавателям на основании общего решения и т.п.).

На всех последующих занятиях детям напоминается где на нашей воображаемой игровой карте мы находимся и как движемся к цели, дается краткий план предстоящего занятия и напоминается (вводящаяся в течении первых 2 - 3 занятий) психолого-дисциплинарная установка. В течении всех занятий дети должны быть раскованы и свободны, но одновременно собраны вместе и направлены на конечную цель - освоение непростых и очень полезных упражнений йоги и лучше сразу честно и прямо им об этом сказать. При этом допускаются также оценки прошлых занятий и отдельных случаев, произошедших на них (или в жизни), формулирование простейших морально-этических правил с объяснением их смысла (например мало сказать ребенку, что "желание дать сдачи - это признак слабости", обязательно надо объяснить ему это, доказать логически однозначность и недвусмысленность этого правила).

Затем осуществляется освоение и выполнение Основного каждоутреннего обязательного комплекса упражнений йоги (ОК) в соответствии с принятыми в йоге методическими принципами (последовательность, постепенность, чувство меры во всем). Описание упражнений ОК и основных методических положений по его освоению (из-за его величины, объемности) вынесено в приложение ?. При этом освоение ОК также осуществляемого в виде некоторой игры (облегчающей запоминание детьми порядка упражнений в комплексе - перечень игровых названий упражнений см. в приложении ?).

Во время освоения и выполнения упражнений йоги рекомендуется:

    • почаще обращать внимание детей на их внутренние ощущения, стараясь сформировать у них чувство меры и навык получения удовольствия от выполняемых упражнений;
    • помнить, что мышцы у детей сильно отличаются по своей структуре от мышц взрослого человека и плохо держат длительную статическую нагрузку;
    • максимально использовать имитативный рефлекс детей, т.е. достаточно тщательно (и в хорошем темпе) проделывать все упражнения самому преподавателю;
    • постоянно активно управлять вниманием детей, скажем через предложение (напоминание) о возможности искать ошибки в выполнении упражнений преподавателем. Начиная со второго занятия на время выполнения упражнения 2 (позы змеи) полезно на некоторое время (до 8 - 10 занятия) ввести работу детей парами: на время всего одного (крайне двух) урока выполнение упражнения с взаимопомехами (один делает упражнение, другой ему всячески мешает, правда не дотрагиваясь до самого выполняющего упражнение ребенка и его подстилки), а затем со взаимопомощью (помогающий должен проводить пальцем по спине выполняющего, помогая ему концентрировать внимание в нужном месте и проверять общую правильность выполнения упражнения);
    • Шавасану (упражнение № 54) выполнять не более 3 минут (по 30 - 60 секунд на каждую фазу) - все процессы протекают у детей даже не быстро, а стремительно, они обычно могут расслабиться почти мгновенно, но с большим трудом держат это расслабление из-за неустойчивости внимания, при этом вход в Шавасану можно осуществлять через установку: "кто сможет дольше пролежать молча и не шевелясь";
    • не требовать постоянно 100% соблюдения дисциплины;
    • при введении новых упражнений не только давать им игровое название этого упражнения и тщательно его показывать, обращая внимание на основные детали ("мелочи" можно "дотянуть" потом, на следующих занятиях), но и кратко рассказывать ребятам о пользе этих упражнений;
    • к концу занятий периодически показывать детям, чего они достигли, напоминая им прошлые занятия, когда они этого еще не умели (или не могли);

Занятия по йоге заканчиваются (если остается время, т.е. если дети “хорошо себя вели”) проведением поощрительно-развивающих игр (“игр-награждалок”), которые, как уже говорилось, используются одновременно как задачи на освоение ФРП (см. приложение ?), с возможным оставлением поиска решения задач, полученных из этих игр, в качестве домашнего задания (и переносом их решения на следующее занятие).

Все это время параллельно с занятиями для детей идут занятия с родителями, на которых родителям даются:

    • теоретические знания по технике ненасильственного управления (воспитания) и самовоспитания, основам педагогики;
    • все методические и гигиенические рекомендации йоги;
    • теория функционально-ресурсного подхода и техника решения творческих задач;
    • осуществляется индивидуальный подход к учащимся за счет “обратной связи”, ответов на вопросы, задаваемые родителями и т.п.

Для повышения эффективности обратной связи и лучшей организации занятий на первом же занятии вводятся дневники родителей, куда они должны записывать факт занятий детьми йогой и свои вопросы и наблюдения

Занятия по ФРП формально начинаются с проведения с детьми психотехнических игр - см. приложение ?. При этом в стандартном уроке ФРП, как и в любом уроке, например описанном выше уроке йоги, можно выделить ряд элементов (этапов, шагов). Поскольку уроки ФРП значительно менее стандартизованы, чем, например, уроки йоги (или оригами), ниже приведен полный список этих элементов (пронумерованных для удобства последующих ссылок), из которых преподаватель свободно может выбирать те, которые необходимы ему для решения задач данного урока, самостоятельно определяя их содержание.

ШАГ 1. Настрой-переключение на занятие: решение вместе с детьми достаточно простых разминочных задач, вызывающих удивление простотой и "красотой" их решения (без большой нагрузки на их психику - дать им только задуматься-удивиться); рассказы об удивительных решениях, победах в ситуациях преодоления трудностей; демонстрация неких предметов-"индукторов" этого удивления-интереса, желания научиться преодолевать препятствия. Рекомендуемая продолжительность - 3-5 минут.

П р и м е ч а н и е. На первом уроке рекомендуется указать цель занятий - учиться жить в окружающем мире(вещей) - и задачи - чем и зачем мы будем заниматься: освоение приемов и правил (алгоритмов) преодоления трудностей и создания нового, что позволит делать вещи, которым нас не учили (можно привести пример с выпечкой пирога по кулинарной книге). Обязательно сразу оговариваются правила поведения на уроке, изменение характера урока со временем (в классе, в зале).

ШАГ 2. Проверка домашнего задания (если оно было) и краткое повторение материала прошлых занятий (в том числе знания терминологии, основных понятий, владения основными приемами) с целью закрепления пройденного и уточнения характера предстоящего урока (сколько уйдет на повторение, сколько на освоение нового материала). Это можно сделать, например, в форме игры "Что было ?": дети разбиваются на две команды (чья команда больше расскажет и вспомнит, та и выигрывает) Рекомендуемая продолжительность этого шага - 3-5 минут.

ШАГ 3. Основной материал урока. На него рекомендуется уделить минут 20-25 урока. Этот шаг рекомендуется начинать с определение цели данного конкретного занятия (например, для всего курса стать волшебником, научиться понимать жизнь окружающих нас вещей, предвидеть (предсказывать) их будущее) и примерного плана урока. Здесь проводится (в зависимости от задач урока):

Шаг 3.1. Тренировка умения ставить "отсекающие вопросы" (вопросы, резко сужающие зону поиска ответа) - угадывание предметов, загадок;

Шаг 3.2. Введение и освоение новых понятий. Рекомендуемый порядок работы:

    • предварительные (вводные) примеры или задачи;

П р и м е ч а н и е. Возможно предварительное подспудное введение еще не определенного понятия (например, понятия функции при формировании представления об изменчивости окружающего мира).

    • введение предварительного определения;
    • приведение большого (достаточного) количества примеров и контрпримеров;

П р и м е ч а н и е. Большинство примеров в курсе рекомендуется давать в активизирующей внимание детей вопросно-ответной форме, но без "зависания" на получении ответа от них: достаточно дать им 5 - 10 секунды задуматься (проникнуться ситуацией), а затем сразу давать ответ. Цель здесь - исходное формирование понятия. Только затем, на базе этих понятий, на задачах, где детям уже действительно придется думать, можно будет сформировать внутренние алгоритмы творчества.

    • конечное "рабочее" определение;
    • придумывание примеров и контрпримеров детьми, в частности:
    • придумывание детьми "функциональных" и "ресурсных" названий окружающим (или любым другим) предметам,
    • придумывание "функциональных и ресурсных загадок" (с возможным разбием детей на команды);

Шаг 3.3. Разбор преподавателем учебных задач (например, на освоение алгоритма НПЕ).

П р и м е ч а н и е: в начале курса, как правило, едва дослушав до конца условие задачи, у детей возникает желание сразу выкрикнуть свое решение (что попало, лишь бы меня услышали).

Метод "борьбы" с этим нежелательным явлением - игра "Что попало не кричу, лучше я немного подожду": сделать глубокий спокойный вдох через нос, задержать дыхание и медленно про себя досчитать до 30, подумать над задачей и только после этого поднимать руку. Преподаватель принимает ответ только после паузы и только у тех, кто спокойно поднял руку. И еще одно замечание: когда ребенок сказал свой вариант решения, он должен повторить (если был предложен) ответ предыдущего ученика (это приучает слушать и других, а не только себя).

Шаг 3.4. Решение специальных (игровых) задач детьми (тренировка их самостоятельного мышления) под руководством преподавателя (или одновременно двух преподавателей), при необходимости сокращающих "длину шага", делающих задачи доступными для данного возраста и коллектива.

Решение указанных задач рекомендуется проводить сначало (первые 4 - 6 занятий) в классе (за партой, в уме, с помощью умственной модели) а затем в форме подвижных игр (что позволяет ребенку "думать телом", увеличивая при необходимости свой энергопотенциал через движение).

Рекомендуемая методика работы: решение задач сначала вместе с преподавателем (в диалоговом режиме, а затем самостоятельно. Задача преподавателя направлять поиск детей (быть своего рода дирижером совместного с детьми поиска ответа, мягко подводить к ответу, подхватывать и развивать ответы детей, размышлять вслух). Это важно особенно на начальном этапе. Порядок работы:

    • свободная формулировка задачи (с предложением-показом объектов, моделирующих задачу);
    • ответы на уточняющие вопросы детей;
    • время на освоение ситуации (руками, телом детей) - дети пробуют решить задачу "в лоб", что должно привести к ситуации "разрыва" возможных (и необходимых) для достижения цели действий - созданию психологического чувства "задачи" и потребности ее решения;
    • время на самостоятельное решение задачи по алгоритму ФРП (1-2 минуты);
    • разбор вариантов ответов с целью тренировки навыка работы с терминами и выхода на грамотную модель задачи и "правильный" ответ за счет использования алгоритма ФРП (через постановку вопросов "Зачем?", "Какую функцию...?" "Какой ресурс..." и т.п.);
    • выбор лучшего решения, его разбор;

П р и м е ч а н и е. Естественно что все элементы занятия по ФРП должны быть охвачены обратными связями, т.е. с любого шага урока всегда возможен возврат на любой из предыдущих шагов, в зависимости о степени усвоения материала детьми.

ШАГ 4. Домашнее задание. Цель этого шага - закрепить изученную тему.

Хотя дача домашнего задания в курсе РАТА, и его выполнение, как уже указывалось, не являются обязательными, можно рекомендовать использование ряда "постоянных" заданий:

    • расскажи своим близким (маме, папе и т.д.) о том, что ты узнал на этом уроке;
    • придумать примеры, задачи на изучаемую тему.

ШАГ 5. Подведение итогов и эмоциональный, объединяющий "выход" из урока (3-5 минут). Цели этого последнего шага - акцентировать внимание детей на том, что они изучили, закрепить материал положительной эмоциональной реакцией.

Возможный метод: опрос детей "Что было? Что мы сегодня узнали?"

Конкретное распределение времени по уроку зависит от изучаемой темы и темпа работы детей (понятно, что преподаватель должен всегда "иметь в запасе" дополнительные задачи и быть готовым к переходу к следующему материалу).

Перечень примеров и задач, которые преподаватель может использовать на отдельных этапах урока ФРП приведен в приложении ?.

Последним в курсе является (для детей) урок оригами. Здесь можно рекомендовать следующий порядок работы.

Урок оригами также рекомендуется начинать с разминки (5-7 минут), создания необходимого эмоционального настроя, дополнительной тренировки умения задавать вопросы и анализировать полученную информацию. При этом рекомендуется использовать:

    • физическую (суставную) гимнастику - "прокрутить" все суставы, затем пальцевая разминка);
    • умственную "гимнастику" (например, в форме игры "Что в мешке?" или "Да-нетка" в прямой и обратной форме, когда вопросы задают ученики и когда их задает преподаватель).

На вводном занятии необходимо объяснить детям цели занятий, дать представление от оригами, как идеальном конструкторе (все из одной детали), при этом может быть использована вводная задача: как послать подарок другу, живущему в другом городе (подарок в письме - должен быть объемным и плоским (чертеж, модель оригами), можно дать небольшой рассказ об истории оригами.

Дальнейший материал рекомендуется распределить по урокам в зависимости от темпа его освоения и имеющегося свободного времени в соответствии с программой курса.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)