Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Кукалев Сергей Васильевич, Санкт-Петербург
kukasp@mail.wplus.net

Выдержки из концепции
Методические рекомендации по курсу
Программа занятий по курсу

ПРОГРАММА КУРСА РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА (РАТА)

Программа занятий и учебный план

(редакция: январь 1997 г.)

Программа рассматривает интеллект (креативное мышление) как одну из функций организма человека, требующую для своего осуществления не только хорошего владения алгоритмами этой деятельности, но прежде всего достаточного энергопотенциала (здоровья). Т.е. формирование алгоритмов творчества становиться составной частью более общей системы, ставящей перед собой также задачи укрепления здоровья детей и их умения управлять собой и своим вниманием (с помощью йоги), развития их психомоторики (через оригами), их социальной адаптации и т.п. Творческие алгоритмы, формирующиеся у детей в ходе курса, укладываются в рамки разработанного авторами функционально-ресурсного подхода. Программа расчитана на работу с детьми 8 - 10 летнего возраста. Занятия по программе осуществляются группой (бригадой) преподавателей с обязательным подключением к ним родителей.

ПРОГРАММА КУРСА

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ РАТА.

Тема 1.1. Концепция программы РАТА.

Значение ума и таланта в жизни человека. Ум и доброта. Основные понятия и модели, образующие концепцию курса: понимание, знание, потребность, игра, логические координаты, энергопотенциал и т.п. ЭПЛК как базис личности. Необходимость подхода к ребенку как к целостности, обеспечивающая развитие таланта, как системного свойства организма. Основная идея курса.

Тема 1.2. Структура курса.

Элементы, составляющие курс РАТА. Энергопотенциал как ведущий фактор развития таланта. Значение темпоритма и согласованности психических процессов. Роль мелкой моторики рук. Значение и способы создания логико-психологических координат. Общее представление о функционально-ресурсном подходе. Структура курса, вытекающая из его концепции. Цели и задачи курса РАТА. Ожидаемые результаты.

Тема 1.3. Методические и организационные особенности ведения курса.

Методические и организационные особенности курса. Ненасилие как категорический императив ведения занятий в курсе РАТА. Обязательность привлечения родителей и их функции в курсе РАТА (мотивация, контроль, обратная связь, усвоение теории, воспитание родителей). Требования к родителям, занимающимся по программе. Бригадная работа преподавателей и общие организационные принципы ведения занятий. Определение порядка и характера ведения занятий в курсе.

Раздел 2. ЙОГА - ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛА, ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ БАЗА САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Тема 2.1. Йога - как направление индийской мысли.

Йога - что это такое? Перевод термина и общее направление пути (по эзотерической классификации). Йога - как гигиеническая система. Кто такие йоги и что они могут? Ступени йоги (по Ш.Патанджали). Аспекты йоги и национальные особенности изучения системы.

Тема 2.2. Этическая система йоги и принципы ненасилия.

Функции и роль этики в обществе и в жизни каждого человека. Примеры, показывающие значение этики, этика предпринимательства.

Этическая система йоги, как база, фундамент, определяющий характер любого развития и обеспечивающий связь элементов йоги в систему. Пять этических принципов Ямы (пять запретов) в сравнении с этикой православия. Пять этических принципов Ниямы как общие универсальные принципы саморазвития и совершенствования. Этика йоги и саногенное (рождающее здоровье) мышление.

Основные методы ненасильственного воспитания и самовоспитания. Конкретные инструменты формирования потребностей (управления собой и другими), через положительное подкрепление спонтанного поведения (“животный”) и пускового образа (“человеческий”). Общие рекомендации по работе с образами. Ритуал и сознательное поведение, направленное на достижение цели (“свобода для...”).

Тема 2.3. Основные физиологические механизмы действия упражнений йоги и методика йоги.

Основные физиологические механизмы действия упражнений йоги: значение ЦНС и состояния позвоночники для здоровья человека, механизм рабочей гиперемии скелетных мышц, учет среды обитания (характера действия рецепторов), значение невризма и психики для нормального функционирования физиологических процессов и др. Методические принципы освоения и выполнения упражнений, вытекающие из физиологии и этики. Характер и порядок освоения нового в йоге.

Примечание: дети, родители которых не ознакомлены с данным материалом к занятия в группе не допускаются!

Тема 2.4. Тестирование состояния здоровья.

Четыре основных критерия уровня здоровья по системе йогов. Дополнительные способы оценки энергопотенциала - испытания психометрических спсособностей (ИПСы).

Тема 2.5. Внешняя гигиена. Очистительные процедуры в йоге.

Рекомендации йогов по уходу за зубами, языком, носовыми пазухами, волосами, массажу ушей и глаз. Водные процедуры. Обязательная процедура очистки кишечника Басти. Рекомендуемые процедуры: Вамана Дхаоти, Джаля Нети, Тратака и др.

Тема 2.6. Рекомендации по питанию и водопотреблению

Рекомендации йогов по питью воды. Естественные способы очистки воды.

Основные ошибки большинства популярных рекомендаций по питанию с точки зрения современной трофологии. Рекомендации йогов по питанию с утетом национальных и индивидуальных особенностей. Совпадение современных научных представлений с рекомендациями йоги.

Тема 2.7. Элементы Аюрведы.

Восточный подход к здоровью и лечению болезней. Элементы аюрведической рецептуры.

Тема 2.8. Развитие внимания и формирование интереса к занятиям.

Игры и упражнения для настроя на урок, поддержания интереса к занятиям (“игры-завлекалки”) и тренировки внимания (сверх того, что обеспечивается выполнением основного комплекса упражнений йоги): “работа в круге”, “солнце и луна”, “стадо”, “стоп”, “разбудили-беги“, “совушка”, “рыбачек и рыбки” и др. (используются в начале занятия, обычно после темы 2.9.), а также: “перетягивание”, “животики”, “дрозд”, “дзян-кэн” и др. (используются в середине урока по мере необходимости).

Примечание: указанные игры и упражнения используются в соответствии с методическими рекомендациями по ведению курса; порядок их использования примерно соответствует порядку их описания в приложении .

Тема 2.9. Формирование правильной осанки и развития пластики тела, навыков управления им.

Значение осанки для здоровья и энергопотенциала человека. Выполнение упражнения и игр, используемых в курсе РАТА для формирования правильной и красивой осанки и развития пластики тела, навыков управления им: “лошадки”, “веду слепого”, “тележки” (используются до начала комплекса), “грибки”, “тряпичная кукла” (используются после выполнения комплекса).

Тема 2.10. Изучение упражнений основного комплекса №№ 1 и 2.

Изучение упражнений №№ 1 и 2 Основного каждоутреннего обязательного комплекса упражнений - ОК (с учетом методики йоги и особенностей курса РАТА).

Тема 2.11. Изучение упражнений №№ 3-6.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 1-2 (с одновременным увеличением выдержек и числа повторений в этих упражнениях в соответствии с методикой йоги) и изучение упражнений №№ 3-6 (на минимальных выдержках и числе повторений) в сочетании правильным дыханием, развитием внимания, кинестатики, пластики тела, тренировкой навыка получать удовольствие от усилия (нагрузки) и с учетом других особенностей курса РАТА.

Тема 2.12. Изучение упражнений №№ 9-11.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-6 и изучение упражнений №№ 3-6 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.13. Изучение упражнения № 12.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-11 и изучение упражнений №№ 12 с учетом особенностей курса РАТА. Переход от игры “тряпичная кукла” к упражнению № 54 (Шавасана).

Тема 2.14. Изучение упражнений №№ 13-16.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-12, 54 и изучение упражнений №№ 13-16 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.15. Изучение упражнений №№ 17-18.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-16, 54 и изучение упражнений №№ 17-18 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.16. Изучение упражнений №№ 19-21.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-18, 54 и изучение упражнений №№ 19-21 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.17. Изучение упражнений №№ 22-24.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-21, 54 и изучение упражнений №№ 22-24 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.18. Изучение упражнений №№ 25-27.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-27, 54 и изучение упражнений №№ 28-29 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.19. Изучение упражнений №№ 28.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-27, 54 и изучение упражнений №№ 28 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.20. Изучение упражнений №№ 29, 31.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-28, 54 и изучение упражнений №№ 29, 31 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.21. Изучение упражнений №№ 32, 33.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-31, 54 и изучение упражнений №№ 32, 33 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.22. Изучение упражнений №№ 34-36.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-33, 54 и изучение упражнений №№ 34-36 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.23. Изучение упражнения № 41.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-36, 54 и изучение упражнения № 41 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.24. Изучение упражнения № 43.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-41, 54 и изучение упражнения № 43 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.25. Изучение упражнений №№ 44-46.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-43, 54 и изучение упражнений №№ 44-46 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.26. Изучение упражнения № 48.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-46, 54 и изучение упражнения № 48 с учетом других особенностей курса РАТА.

Тема 2.27. Изучение упражнений №№ 49-50.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-48, 54 и изучение упражнений №№ 49-50 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.28. Изучение упражнений №№ 52.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-50, 54 и изучение упражнения № 52 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.29. Изучение упражнений №№ 53.

Выполнение уже освоенных упражнениям №№ 2-52, 54 и изучение упражнения № 53 с учетом особенностей курса РАТА.

Тема 2.30. Закрепление упражнений основного комплекса.

Выполнение всех освоенных упражнениям основного комплекса (№№ 2-54) с учетом особенностей курса РАТА.

Раздел 3. ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
(с использование функционально-ресурсного подхода)

Тема 3.1. Снятие психологической инерции и страха перед задачами (трудностями). Тренировка общей культуры мышления.

Психотехнические игры и упражнения: “муха”, “разведчик”, “гирлянда ассоциаций” (их использования определяется методическими рекомендациями и примерно соответствует порядку их описания в приложении ).

Решение разминочных задач-шуток (см. приложение ).

Тренировка техники постановки отсекающих вопросов (осуществляется на уроке оригами): игра “диалог с ЭВМ (да-нетка)”.

Решение и составление загадок, алгоритм построения загадок (отрабатывается при изучении следующих тем данного раздела).

Тема 3.2. История развития методов технического творчества и их классификация.

Методы случайного поиска (методы проб и ошибок). Методы мозгового штурма, синектики, морфологического анализа и т.п.

Приемы сужения зоны поиска ответа, создание вопросников.

Возникновение теории решения изобретательских задач, Ее суть, структура и ограничения. Основные принципы Функционально-ресурсного подхода (ФРП).

Тема 3.3. Основные понятия и приемы ФРП. Понятие Модели.

Изменчивость окружающего мира и взаимодействия между составляющими его системами, как способ существования этого мира. Введение понятия “модель”, как единственного способа описания объективной реальности. Что такое “понимание” (освоение всех понятий в курсе РАТА осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями на примерах, контрпримерах и задачах, сначало решаемых вместе с преподавателем, а затем и самостоятельно - см. приложение ).

Тема 3.4. Основные понятия и приемы ФРП. Понятия задачи, алгоритма ее решения и модели задачи.

Введение понятия задачи, как любой трудности, препятствия, проблемы. Связь такой постановки задачи с этикой и значение энергопотенциала при ее решении.

Многоэкранная схема сильного мышления и ее использование при проверке ситуации на наличие задачи (“сдвиг” ситуации в будущее). Приемы выбора объекта, вызывающего задачу. Выделение подзадачи (выбор необходимой подсистемы). Уточнение места и времени возникновения конфликта (“сдвиг” в прошлое, в точку его возникновения).

Тема 3.5. Основные понятия и приемы ФРП. Понятие функции.

Введение понятия функции (или, в приложении к человеку, потребности), как правила (описания характера) взаимодействия.

Понятие о полезных и вредных функциях. Задача, как плохое выполнение функции. Правила уточнения функций (через постановку уточняющих вопросов “Зачем?”, “Каким образом?”, “Что значит?”). Задача-игра - придумать функциональные названия окружающим предметам.

Тема 3.6. Основные понятия и приемы ФРП. Понятие ресурса.

Введение понятия ресурса, как свойства объектов, необходимого для выполнения некоторой функции. Знакомство с возможными методами поиска ресурсов - определение свойств требуемых ресурсов исходя из условий задачи, законов развития систем данного вида. Методы сужение области поиска ресурсов: через формулирование требований к идеальному ресурсу (с использованием слова “сам”), поиск (или придумывание) альтернативной системы, задачи-аналога, формулирование противоречия.

Тема 3.7. Обобщенный алгоритм решения проблем (алгоритм НПЕ).

Форулировка алгоритма НПЕ на разных уровнях обобщения (начиная с самого общего - три шага: “надо” - “плохо” - “есть”).

Освоение алгоритма решения творческих задач на базе функционально-ресурсного подхода. Творческие игры-задания (выполняются на уроке йоги после темы 2.8): крутить шеей не двигая головой, хлопнуть в ладони одной рукой и т.п. (см. приложение ). Игры для поддержания интереса и дисциплины как творческие задачи на поиск ресурсов (“игры-награждалки”): “невод”, “салочки”, “жмурки” и т.п. (ставятся и решаются на уроке йоги и/или в виде домашнего задания). Освоение алгоритма НПЕ на специально предназначенных для этого задачах, в том числе игровых творческих задачах (см. приложение ).

Раздел 4. ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Тема 4.1. Знакомство с оригами как способом развития мышления (пространственного воображения, творчества), средством тренировки мелкой моторики рук (способствующей ускоренному развитию мозга) и базой творческих задач.

Сущность оригами и его история. Особенности использование оригами в курсе РАТА. Условные обозначения принятые в оригами (вводятся постепенно, по мере формирования у детей способности “снимать” фигуру с доски или листа).

Тема 4.2. Центральное складывание.

Освоение фигур в следующей последовательности: парашют, подводная лодка, двухтрубный корабль, водолаз, пожарный, космонавт, катамаран, вертушка, камбала, стол, утка и т.п., кошелек, коробка, рамка для фотокарточки, джонка с парусом.

Тема 4.3. Диагональное складывание.

Освоение фигур в следующей последовательности: кашалот, кит, карп, морской котик, слоник, сидящий самурай, самолет, скоч-терьер.

Тема 4.4. Изготовление сборных конструкций.

Освоение фигур в следующей последовательности: собака, сороконожка и т.п., пагода, коробочка из двух модулей, кубик из шести модулей.

Тема 4.5. Форма "водяная бомбочка".

Освоение фигур формы "водяная бомбочка"в следующей последовательности: лягушка, бабачка Иошизавы, водяная бомбочка, надувные заяц и рыбка, ракета.

Тема 4.6. Изготовление динамичных игрушек.

Освоение фигур в следующей последовательности: каркающая ворона, дятел, крокодил, лягушка, журавлик, ворона, лиса.

Раздел 5. РАЗВИТИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ

Тема 5.1. Развитие сознательного, творческого отношения к жизни.

Чтение специально подобранной литературы (Р. Бах “Чайка Джонатан Левигстон”, В.К. Тарасов “Технология жизни”, Л. Кэррол и т.п.) для формирования сознательного отношения к жизни, развития критичности, пропаганды творческого отношения к жизни и приемов саногенного мышления. Ее обсуждение (осуществляется перед каждым занятием курса РАТА для детей и родителей перед началом первого урока курса - урока йоги).

Раздел 6. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИКИ И ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ

Тема 6.1. Воспитание родителей. Цели и задачи.

Воспитание родителей как необходиый культурологический элемент современной социоэкологии, обеспечивающий улучшение взаимоотношений и взаимопонимания между детьми и родителями. Модели воспитания: “правила движения” - “сад - огород”, “кнут и пряник” по терминологии С.Л. Соловейчика. Обзор литературы по вопросам воспитания.

Тема 6.2. Вопросы тестирования и психотехнические измерения.

Анализ входных анкет, заполненных родителями и детьми на вводных занятиях.

Психогеометрический тест, как простейшее средство, показывающее различия между ребенком и взрослым. Его описание и использование.

Заключительное тестирование и его результаты.

Тема 6.3. Конфликты детей и родителей.

Конфликты детей и родителей. Причины конфликтов и их последствия. Реальный ребенок и его образ в представлении родителей. Вариативность поведения ребенка. Воспитание, как преодоление сопротивления и как воздействие, корректирующее естественные стремления ребенка. Методы разрешения конфликтов между детьми и родителями. Ненасилие - основной гуманистический принцип взаимодействия людей, в том числе детей и родителей.

Тема 6.4. Разбор и анализ педагогических задач и конкретных практических ситуаций.

Разбор и анализ педагогических задач и конкретных практических ситуаций помогающих родителям встать на точку зрения стороннего наблюдателя и дать более объективную оценку собственных действий по отношению к детям как средство формирования у родителей творческого отношения к воспитанию ребенка.

Тема 6.5. Индивидуальная работа с родителями.

Обраткая связь с родителями, просмотр “дневников родителей”, ответы на их вопросы, совместный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и т.п..

Раздел 7. УЛУЧШЕНИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
(совместные занятия детей и родителей с целью демонстрации результатов занятий, поддержания интереса к ним и сближения детей и родителей).

Тема 7.1. Предновогоднее занятие.

Проведение в присутствии родителей урока йоги (с выполнением освоенных к этому времени упражнений), уроков ФРП и оригами (складывание елочки и стаканчика, возможно с помощью родителей). Возможна организация совместного чаепития - встречи нового года.

Тема 7.2. Занятие-праздник “Рыцарский турнир” (приурочивается к дню вооруженных сил).

Проведение в присутствии родителей урока йоги (с выполнением освоенных к этому времени упражнений). Глашатай объявляет программу турнира. Клятва рыцарей. Творческие конкурсы “скачки на конях”, “меткий стрелок”, творческие поединки “кто сильнее” и “кто быстрее придумает загадку”. Складывание сюрикена (звездочки нинзя). Подведение итогов. Совместное чаепитие.

Тема 7.3. Занятие-праздник “Бал” (приурочивается к празднику 8 марта).

Проведение в присутствии родителей урока йоги (с выполнением освоенных к этому времени упражнений). Представление прибывших на бал леди с творческой “демонстрацией мод”. Творческие конкурса “кто быстрее принесет поднос”, “управление роботом”, “произвольный танец на ограниченном пространстве”, “что в мешке”. В промежутках между конкурсами - спонтанный танец всех присутствующих. Складывание тюльпана. Подведение итогов. Совместное чаепитие.

Тема 7.4. Выпускное занятие “Экзамен”.

Выполнение полного комплекса упражнений йоги с полной нагрузкой и оценкой качества (правильности) исполнения. Экзамен по ФРП (проверка знания терминологии, умения использовать основные приемы ФРП, решение задач с многовариантными ответами и с конкретным предметом на нахождение максимального количества возможных ресурсов). Оценка результатов. Складывание “звезды пленительного счастья”. Подведение итогов. Вручение удостоверений об окончании курса РАТА. Совместное чаепитие.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ РАТА
Наименование раздела, темы
Количество часов
1
2
3
4
 
Всего
Занятий с детьми
Занятий с родителями
       
       
       
       
       

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)