Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Применение ТРИЗ для решения творческих задач

Противоречия в нашей жизни

(продолжение 2)

Методика выявления противоречий

Разработчики ТРИЗ [2] дают следующий совет: когда задача понята, "...попытайтесь устранить недостаток ИЗВЕСТНЫМИ вам способами и средствами. Если решение Вас удовлетворит, то здесь все и кончается, т.к. задача решена. Но если попытка не дала требуемый результат или дала, но привела к новому нежелательному эффекту или недостатку, то в этом случае надо составлять противоречие".

Ранее мы указывали, что есть задачи, в которых нет противоречий. Например, на вспоминание: Каким образом Наполеону удалось стать императором Франции? В каком году была битва при Бородино?

Как определить, есть в данной задаче противоречие или его нет? Приём простой: исключите из ситуации желания и требования - по всей вероятности, пропадут и противоречия.

Есть задачи, для которых бывает очень трудно сформулировать противоречие, так как не удаётся догадаться, к какому объекту какие противоречивые требования предъявляются.

Ответы на поставленные ниже вопросы могут помочь вскрыть и сформулировать противоречие.

  1. Сформулируйте цель и главный производственный процесс (функцию) в задаче.
  2. Чем Вы, собственно, недовольны? (Например, снарядоустойчивостью танка).
  3. Какие основные части участвуют (взаимодействуют) в задаче? (танк, снаряд, пушка, броня, танкисты).
  4. Какую часть (что конкретно) надо улучшить? ( надо улучшать броню танка, его форму и маневренность, а также выучку танкистов).
  5. Между какими частями или свойствами той системы, которая нам не нравится, появилось противоречие? Это называется поиск "конфликтующей пары". (Снарядонепробиваемость толстой тяжелой брони танка входит в конфликт с маневренностью и скоростью танка. Прочность тонкой снарядонепробиваемой брони входит в противоречие с ее стоимостью).
  6. Какие части конфликтующей пары можно менять, какие нельзя менять? (пушка и снаряд недоступны, так как это элементы неприятеля). Для той части, которую можно менять, надо сформулировать два противоположных состояния - антонимы. (Броня должна быть: тяжелой для... и легкой для..., тонкой и толстой, и все это одновременно и одноместно).
  7. По всей вероятности, в той части системы, которая нам не нравится, будет находиться и ресурс для ее улучшения и разрешения противоречия! Это очень важное ТРИЗовское положение, мы к нему еще вернемся.

И ещё одно важное положение: при разрешении противоречий надо бороться не только и не столько с очевидными недостатками, но и с причинами их возникновения - глубинными противоречиями.

В заключение отметим: относительно какого объекта сформулируем противоречие, тот объект и будем улучшать.

Всегда ли надо формулировать противоречие?

Взрослым для простых задач нет надобности формулировать противоречие, однако детям следует предлагать формулировать противоречия и в простых задачах - для тренировки.

Как правило, не надо формулировать противоречия в логических и математических задачах.

Что делать, если не удалось сформулировать противоречие? Пересмотреть условия задачи или переходить к обдумыванию следующего шага нашего алгоритма - формулированию Идеального Конечного Решения (ИКР). Об этом пойдет речь в следующем разделе.

Зачем обострять противоречия?

В ТРИЗ есть, на первый взгляд, такой странный приём разрешения противоречий: их обострение до предела.

Диалектика утверждает - противоречия неизбежны, они являются условием развития, их надо за это любить. А жизнь нас учит обратному - бойся противоречий, сглаживай противоречия, иди на компромиссы.

Всё объясняется довольно просто - ТРИЗ предлагает обострять противоречия только МЫСЛЕННО!. Это просто такой экзотический приём стимулирования мышления.

При обострении противоречия человек как бы ставит себя в экстремальные условия и начинает более активно думать. При этом увеличивается вероятность того, что в голову придет сильная идея.

Кроме того, усиление противоречия отсекает слабые решения, а если удалось разрешить усиленное противоречие, то можно себя поздравить с действительно хорошей идеей.

В жизни, разумеется, нельзя обострять противоречия и доводить их до конфликта, а потом этот конфликт героически ликвидировать. Мудрость в другом - не допускать возникновения конфликта! Поэтому одна из целей ТРИЗ - в жизни не сглаживать и не обострять противоречия, а разрешать их вовремя к удовольствию обоих противоборствующих сторон.

Разрешили противоречие, что будет дальше?

Разрешенное противоречие между двумя сторонами вовсе не является гарантом того, что не появятся новые противоречия. Можно утверждать, что они появятся и, как правило, на более высоком уровне. Опять задача, опять решение. Потом опять задача и опять решение... Уж действительно, "с этой диалектикой не соскучишься".

В заключение вспомним миф о яблоке раздора.

Богиню раздора Эриду не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, будущих родителей Ахилла. Эрида очень обиделась и подбросила гостям золотое яблочко с надписью: "Прекраснейшей". Из-за обладания яблоком возник спор богинь Геры, Афины и Афродиты, каждая из которых считала себя самой красивой. Богини обратились к Зевсу. Но даже великий громовержец, царь всех богов и людей, не нашел в себе мужества решить спор женщин в таком деликатном вопросе и трусливо поручил это красавцу Парису. Богини тотчас стали подкупать Париса: Гера - властью и богатством, Афина - мудростью и воинской славой, а Афродита предложила в жены самую красивую женщину. Разумеется, Парис присудил яблоко Афродите. Богиня помогла Парису похитить красавицу Елену, что и привело к знаменитой десятилетней Троянской войне.

В этой истории мы видим взаимодействие противоположных желаний к одному и тому же - быть признанной прекраснейшей.

Поможем нестойкому Парису помирить богинь-женщин?

  • Разрезать яблоко на три части.
  • Уничтожить яблоко, например, сказать: "Вы все трое прекрасны!" и съесть яблоко.
  • Бросить жребий.
  • Сменить надпись "Прекраснейшей" на "Безобразнейшей".
  • Давать яблоко по очереди. (Плохое решение).
  • Подбросить еще два яблока с такой же надписью.
  • Позвать для суда Аполлона, покровителя искусств, знатока прекрасного.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М. Детская литература. 1989.
  2. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. "Теория и практика решения изобретательских задач", Методические рекомендации. Кишинев, 1989.
  3. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие для воспитателей. Ульяновск, 1991.
  4. Резник Е.А. Опыт использования ТРИЗ при воспитании дошкольников. Днепропетровск, ЧОУНБ.
  5. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. М. Дидакт. 1992. Злотин Б.Л. Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев. Лумина. 1988.
  6. Журнал ТРИЗ. 96.1. Стр.20.
  7. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. Книга для учителя. М. Просвещение. 1990. 240с.
  8. Меерович М.И. Формулы теории невероятности. Одесса. Полис. 1993. Журнал ТРИЗ. 96.1. Стр.97.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)