Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

К теоретической части

Тренинг на выявление и формулирование противоречий

Содержание тренинга:

Упражнение 1. Назови положительное свойство.
Упражнение 2. Назови предметы с противоположными свойствами.
Упражнение 3. Назови противоположную функцию (функция – антифункция).
Упражнение 4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции.
Упражнение 5. Совмести предметы по антифункциям.
Упражнение 6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно.
Упражнение 7. Назови предметы по заданному антониму.
Упражнение 8. Назови антонимы по заданному предмету.
Упражнение 9. Герои сказок.
Упражнение 10. Разрешение противоречий в сказках.
Упражнение 11. Составь противоречие.
Упражнение 12. Закончите формулировку противоречия.

С чего начать обучение детей мыслить противоречиями

По наблюдениям руководителя секции дошкольного воспитания Педагогического общества РСФСР Т.А. Сидорчук [3], дети 2-х - 3-хлетнего возраста спокойно воспринимают понятие "противоречие" (каков мир, таким они его и воспринимают), а вот 5-6 летние дети не любят и боятся противоречий - взрослые уже успели их "испортить", убедив, что противоречие - это всегда плохо, а вот согласие, это всегда хорошо (имеется в виду согласие с мнением взрослых). Многие так и сохранят страх перед противоречиями на всю жизнь.

По наблюдениям автора у детей не появляется никакой боязни противоречий, если им вовремя (5-6лет) объяснили, что противоречия - это нормально, даже необходимо, что их надо не бояться (бойся - не бойся, противоречия есть), а учиться их быстро разрешать, не доводя противоречие до конфликта. Иногда даже бывает уместна драматизация ситуации - это улучшает осознание противоречия.

Научив детей формулировать противоречия, их потом будет легче научить разрешать и предотвращать противоречия!

Некоторые говорят с облегчением и гордостью: "Наконец-то, увидел свет в конце туннеля". А ТРИЗовец недоумевает: "Зачем же надо было лезть в этот туннель?"

Правда, есть и ещё более высокий уровень управления ситуациями, когда Ваши противоречия устраняют другие люди и еще просят разрешение это делать. Но это "высший пилотаж ДЛЯ ПОСВЯЩЕННЫХ".

Вернемся к детям. Мы, взрослые, часто из лучших побуждений уводим детей от разрешения противоречий и конфликтов. Этим мы, с одной стороны, щадим и оберегаем нежную психику ребенка от стрессов, трудностей и комплексов, но, с другой стороны, мы лишаем его самостоятельности, возможности самовыражения, самоутверждения, самодвижения. Психологи считают это результатом педагогической безграмотности родителей и называют такое явление "гиперопекой".

Итак, начнем подведение детей к пониманию противоречия и к развитию мышления противоречиями серией игр "Наоборот".

Наоборот - это с противоположной стороны, это противоположное утверждение, противоположности. Надо заметить, что "наоборот", не обязательно "против". Антонимы - это слова с противоположными значениями (бедный - богатый, горячо - холодно).

Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот?

  • По свойствам (мягкое - твердое).
  • По размерам (большой - маленький).
  • По функции. Функция - антифункция, действие - антидействие (зажечь - погасить).
  • По носителю функции и антифункции. Система - антисистема (мел - тряпка, лампа - штора, якорь - паруса).
  • По характеру, по чувствам (грустный - радостный).

В результате игр "НАОБОРОТ" ребенок должен понять, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение. Эти игры позволят приучить детей относиться к противоположностям, а потом и к противоречиям, спокойно, не бояться их. Теперь рассмотрим игры подробнее.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)